Анализ творчества М. Рыльского «Зимние записи»
В книгу «В тени жаворонка» вошел стих «Поэтическое искусство» — произведение о гармоническом единстве содержания и формы, определяющих роль идеи в поэтическом произведении, художественное мастерство «как простоту… большую», как «единение точных слов». «Зимние записи» (1964) — последняя прижизненная книга поэта. Она порадовала широкие круги читателей новым взлетом таланта М. Рыльского. В книге «Зимние записи» в золотой сплав слилось личное и общественное, интимное и общечеловеческое, раздумья о прошлом и современном родном народе, о прекрасном в жизни и искусстве, о морально красивом и безобразном, картины природы и воспоминания о молодых годах.
Утверждение прекрасного в его разнообразнейших проявлениях представляет главный пафос книги. Прекрасное поэт видит в картинах природы родной Украины. Его восхищает и «снежно-синяя» зима, и старый сад в «пушистом инее», и «седые, веселые метели», и «весна шумная». И больше всего поэт любит человека, красота которого оказывается в работе, в дружбе, смелых поступках.
Здесь каждый «микрообраз» блещет могущественным сиянием мыслей и чувств. Рыльскому-поэту всегда помогал Рильский-ученый. В истории украинского народа он находит события и факты глубокого патриотичного звучания. Вот диптих «Украины» («Лисянские девушки»). Эпиграфом к первому стиху взяты слова из «Энциклопедии»: «В селе Лисянцы после того, как в 1768 году польская шляхта ужасно подвергла наказанию народных повстанцев, девушки в знак траура по убитым гайдамакам свыше 100 лет заплетали в волосы черные ленты рядом с лентами других цветов». Так родился образ «девушки-вдовы». Печальные голоса этих девушек, «что не свадебные пели, когда в русую косу с красным черное рядом заплетали», благодаря поэту звучат и в наши дни. Вместе с ними мы переживаем трагедию их девичьего одиночества.
Под пером могущественного таланта лисянские «девушки-вдовы» перерастают в символ патриотизма и непокоренности народа. В основе второго стиха лежит фольклорная песня о вдовстве и смерти. Вдова, которая пренебрежительным движением отогнала смерть, сказав при этом «Иди, смерть, иди прочь, головушки не морочь», вызывает в воображении поэта образ больной телом, но несокрушимой духом гениальной поэтессы Леси Украинки. В конце концов, образ вдовы — это символ Украины.
Проблема народностей литературы и искусства — одна из основных в книге. Рыльского волнует, что некоторые псевдоноваторы пренебрежительно относятся к народному творчеству, к традициям великих писателей мира. Животворная роль народной песни в развитии поэзии и музыки раскрывается в стихотворении «Шиповник». Шиповник и роза — замечательная параллель между народной песней и поэзией и музыкой. Как из шиповника выросли все культурные сорта роз, так из народной песни выросла музыка Бетховена и Чайковского, Лысенко и Леонтовича, Шопена и Римского-Корсакова, поэзия Шевченко и Леси Украинки, Пушкина и Гейне.
Творчество Шопена и Шевченко, которое выросло на основе народной поэзии и музыки, стало национальной гордостью польского и украинского народов, оно далеко за границы отчизны распростерло свои могущественные крылья («Легенда возрастов»). Рыльский ценит писателей, которые несут народоу слова, «подобные хлебу и соли» («Михаилу Стельмаху»), в произведениях которых живут «великие люди и мелкие» («Андрею Малышко»). Поэт осуждает утилитарный подход к природе, и, как художник-живописец, воссоздает словами красоту золотой осени, выделив одну деталь — листок дерева: Это гордое золото, которое падает в прах, Эти прожилки тонкие на кленовых листках, На письме дубовом эти линии резные!
Какую прелесть и невидимую для многих людей красоту воссоздают одни лишь эпитеты, перечисленные выше!
Много жизненных ассоциаций вызывает «Дождик», второй стих цикла. Тихий, сладкий дождик напоминает поэту детство, когда он босым мальчиком блуждал по лужам, дождик, который «плещет по листве, и веет в окно, как надежда». В шепоте дождика-друга слышатся сотни человеческих голосов, их надежды и ожидание хорошего урожая, веселой песни, несказанной радости в жизни. Общественные и моральные идеалы лирического героя с огромной силой высказаныв стихотворении «Что я ненавижу и что я люблю»:
Я ненавижу вранье Во всякой одежде,- В роскошной и пышной больше всего, Самодовольную тупость, Хотя бы и носила она В золотых оправах очки, Суетливость, суету, крикливость, Зависть и себялюбие, Громкими словами прикрытые, Глаза, презрительно зажмурены, Жиром отвратительным заплывшие. Уши, заткнутые ватой От ветра и горя человеческого, Измену и подлость С глазами блудливыми, Фарисейство и лицемерие В личине нравственности строгой… Я ненавижу! Вещи простые и чистые люблю я: Сердце, для друзей открытое, Ум, к другим внимательный, Работу, что мир увеселяет, Пожатие руки мозолистой, Синие рассветы над водами, Шум в лесу зеленый и шум золотой, Пение соловьиное и песню человеческую, Скромный шиповник и гордую розу, Мужество и верность, Народ и народы — Я люблю!
Сегодня готовится полное издание произведений поэта. Книги Максима Рыльского «Стая журавлей», «В тени жаворонка», «Зимние записи», «Искры огня великого» учитель сжато характеризует в классе, читает и анализирует отдельные стихи. Кроме того, можно дать задание прочитать дома, выписать строки и стихи, которые больше всего понравились, объяснить, в чем их идейно-художественная красота. Эти книги — прекрасный материал для факультативных занятий.
Анализ творчества М. Рыльского «Зимние записи»