Античная литература — исходная основа европейских литератур
Цель: Выяснить, чему необходимо изучать античную литературу; сообщить, когда, где, какими народами создавалась античная литература; сделать выводы о причинах ее популярности; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать заинтересованность к изучению давних литератур.
Оборудование: Портреты Гомера, Эсхила, Овидия, изображение архитектурных и скульптурных памяток античности.
Вы возмужали в храме Гомеровым. О. Пушкина — Г. Гнедичу
Кто не видит вещим глазом Глуби трех тысячелетий, Тот в невежестве глубоком День за днем живет на свете.
Й. В. Гете
ХОД УРОКА
И. Мотивация Учебной Деятельности
1. слово учителя
— Однажды О. Пушкина, встретив Г. Гнедича, который перекладывал «Илиаду» Гомера и, захваченный этим делом, совсем не появлялся на людях, был очень удивленный изменениями, которые произошли с поэтом-переводчиком. Подмеченные им изменения Пушкина охарактеризовал такими словами: «Вы возмужали в храме Гомеровым». Но же Гнедич никуда не ездил, и храмов Гомеровых не существует! Что же имел в виду большой поэт?
(Ответы учеников.)
Храм Гомеров — это поэма «Илиада», дух которой пронизан гражданской доблестью давних греков, их мужеством и патриотизмом. Пушкин хотел сказать, что, даже перекладывая такую книгу, человек испытает перемен к лучшему, поскольку ощущает на себе влияние этой гениальной поэмы.
2. Объяснение эпиграфа (выражения Гете)
— как вы понимаете слова Гете относительно
Темы, которую мы обсуждаем?
II. Объявление темы и цели урока
III. Изучение нового материала
1. слово учителя
— Зачем нужно изучать античную литературу?
Невозможно переоценить огромное влияние античной литературы на человечество, которое и до сих пор считает все, созданное в те времена, наилучшим.
Все, что нас окружает, влияет на нас постоянно и незаметно. Но или много вокруг нас того, что мы бы назвали самым талантливым, самым гениальным, самым совершенным? К сожалению, ни.
А сегодня мы имеем возможность притронуться к культуре, которая считается гармонической и совершенной, а итак, можем и самые стать более просвещенными, более совершенными.
2. работа над темой урока
«Вопрос — ответа»
1) Что такое античная литература? Усвоение литературоведческих сроков
Термин «античный» происходит от латинского слова Апииаит, Что означает «давний».
Античная литература — Это литература греко-римского рабовладельческого общества, которая имела наибольшее значение для формирования европейской культуры.
Работа с линией времени.
VIII ст. к н. э. Р. Хр. V ст. н. э.
Античная литература
2) Какими языками и народами создавалась античная литература?
Античная литература — это литература давних греков и римлян, которая представляет собой единство, образовывая особую ступеньку в развитии мировой литературы. Нужно помнить, что римская литература начала свое развитие значительно позднее за греческую и создавалась на ее основе, используя ее опыт и достижение.
Греческая литература древнейшая из всех европейских литератур и единая, что развивалась самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур.
Греки писали свои произведения древнегреческим языком, а римлянине — латынью.
3) Какие жанры существовали в античной литературе?
В античной литературе возникли все литературные жанры, о чем свидетельствуют их, главным образом, греческие названия: эпическая поэма, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, новелла, роман. Именно в античные времена возникает теория стиля и художественной литературы.
4) Когда происходило повышение интереса к эпохе античности?
Историческое значение античной литературы в мировом процессе настолько большое, что европейская литература неоднократно обращалась к античности как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы художественной обработки.
Существенная ориентация на античность существовала во времена Возрождения, которая противопоставляла аскетическому мировосприятию средневековья новое, гуманистическое мировоззрение, утверждая в такой способ величие земной жизни и земной человека. Все гуманистическое движение проходило под лозунгом «возрождение» античности.
«В избавленных во время гибели Византии рукописях, в вырытых из руин Риму античных статуях перед удивленным Западом постав новый мир — греческая давность; перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое было, словно отблеск классической давности и которое в дальнейшему уже некогда не достигало такой высоты». (Ф. Энгельс)
Вторыми пор, для которых ориентация на античность была литературным лозунгом, был период классицизма XVII-XVIII ст.
Классицизм стремился суровых неизменяемых правил, которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Особым вниманием пользовалась «Поэтика» Аристотеля, с которой классицисты связывали закон трех единств в драме: единства места, времени, действия.
Рассматривая свои правила как вечные нормы художественной литературы, классицисты считали своей задачей не только подражать давним поетам, но и соревноваться с ними, чтобы превзойти их в наследовании этих правил.
5) В чем заключается заслуга античного искусства?
Создание идеала человека, хотя и в ограниченной статической форме, является исторической заслугой античной мысли и античного искусства.
Ведущая тема античной литературы — воспевание человека и его мира.
6) Чему не все произведения античности дошли к нам?
Большое количество античных произведений не знакомые современному читателю. Например, с 90 пьес Эсхила сохранилось полностью 7, из 120 драм Софакла — тоже 7, с 92 произведений Еврипида — 19.
В потому, что одни произведения античной литературы сохранились, а другие — нет, есть, конечно, элемент случайности, но не он сыграл решающую роль. Дело в том, что сохранялось лишь то, что представляло интерес для поколений, которые жили в то время.
Главным материалом для письма, начиная с VII ст. к н. э., был папирус (пергамент появился позднее и был довольно дорогим материалом). Античный текст, записанный на папирусе, мог сохраняться лишь в том случае, если его время от времени переписывали. Таким образом, к нам дошли лишь те произведения, которые постоянно переписывались через их популярность у читателей.
IV. Итоги урока
«микрофон»
Чему необходимо изучать античную литературу?
V. Домашняя задача
Прочитать древнегреческие мифы «Пигмалион и Галатея», «Сизиф», «Царь Мидас» и подготовить их пересказ.
Античная литература — исходная основа европейских литератур