Аромат солнца в искусстве символизма
Урок начинается со своеобразного «погружения» — чтения стихотворения К. Бальмонта.
Запах солнца? Что за вздор! Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты, Ароматы и цветы, Все слились в единый хор, Все сплелись в один узор.
— Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом?
Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной,
Нежно-светлоткаными Ландышами пьяными, Что победно расцвели В остром запахе земли.
— Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца?
— В каких видах искусства заявили о себе символисты?
Таким образом вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два творца — поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.
1. «Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь», — сказал о нем Б. Зайцев.
2. А сам он определил свою миссию так: «Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце».
3. М. Горький же восторгался: «…Дьявольски интересен и талантлив».
4. Один из сборников его так и называется «Будем как солнце».
И эпиграф нашего урока — это цитата «поэта с утренней душой», как сказал о Бальмонте другой поэт — Александр Блок:
Люди Солнце разлюбили, Надо к Солнцу их вернуть.
Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал «Колумбом душевного покоя».
Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: «Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!»
Но были критики, считавшие художественное творчество его «работой умалишенного».
И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.
Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М. Чюрлениса и К. Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: «Почему в своем духовном поиске художники обратились к образу солнца?»
— А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу?
— Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?
«Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, — пишет В. Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного века». — Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? Как можно проще» На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и «прочитаем» картины М. Чюрлениса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из четырех частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.
М. Чюрленис — литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» — результат увлечения художника астрономией:
Анданте — из хаоса появляются солнце, планеты;
Аллегро — рождение Земли;
Скерцо — пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;
Финал — угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.
После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: «Почему в своем духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?»
Класс разделен на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.
1-я группа
М. Чюрленис. «Соната Солнца. Анданте» К. Бальмонт. «Сонеты Солнца»
2-я группа
М. Чюрленис. «Соната Солнца. Аллегро» К. Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.
3-я группа
М. Чюрленис. «Солната Солнца. Скерцо» К. Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.
4-я группа
М. Чюрленис. «Соната Солнца. Финал» К. Бальмонт. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»
Учащиеся работают по следующему алгоритму:
— Что объединяет эти произведения?
— Какова роль символа в каждом из них?
— Приведите примеры яркой образности в произведениях.
— Какую формулу жизни отстаивают К. Бальмонт и М. Чюрленис?
Творческие отчеты учащихся
1-я группа
— Произведения объединены строгостью формы ; оба — четырехчастные.
— Музыкальность .
— Символ Солнца — символ рождения новой жизни.
— Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота .
2-я группа
— Один символ — Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.
— Наполнено жизненной энергией .
— Созидательный пафос .
3-я группа
— Повышенная эмоциональность.
— Темы красоты.
— Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф. М. Достоевского «Красотою мир спасется!»
— Солнце — символ источника красоты, первооснова жизни.
4-я группа
— Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.
— Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование «я» — одиннадцать раз; рефрена «Я буду петь», а в картине автор обращается к символам «колокол», «паутина». Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение «футлярной», бессолнечной жизни.
Отчеты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создается следующая схема.
Аромат солнца в искусстве символизма
Аромат солнца в искусстве символизма