Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама
Вступление
Н. В. Гоголь, статья «Об архитектуре нынешнего времени»:
«…Художник выше и выше стремился вознести создание свое к небу, к нему одному рвался и пред ним, почти в виду его, благоговейно подымал молящую свою руку. Здание его летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину; прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними, и величественный храм так бывал велик перед обыкновенными жилищами людей, как велики требования души нашей перед требованиями тела В ней все соединено вместе: этот стройно и высоко возносящийся над головою лес сводов эта легкая паутина резьбы…»
I. Предтечи. Акмеизм Мандельштама
Акмеизм — «это стремление вернуться к источнику земных ценностей».
Первый сборник Мандельштама — «Камень» , второй сборник должен был называться «Второй камень», но был назван «Tristia»; эти два сборника — основные для этой темы.
Готика
1. Архитектурное направление с XII по XV-XVI вв. в Европе; характеризуется устремлением зданий ввысь, выраженным гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом;
Гоголь: «Искусство сообщать тяжелой массе здания роскошь украшений и легкость».
2. Общее стремление готики и акмеизма — «разбудить тяжесть», победить материю: «Акмеизм — для тех, кто, обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает ее, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы» .
3. Готика — торжество динамики: «Но разве готика не торжество динамики?» ; «Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нем потенциально способность динамики — как бы попросился в «крестовый свод» — участвовать в радостном взаимодействии себе подобных» .
4. Готика и литература, Франсуа Вийон, «физиология готики»: «Физиология готики заменила Виллону мировоззрение и с избытком вознаградила его за отсутствие традиционной связи с прошлым»; строфа Вийона — «это не анемичный полет на восковых крылышках бессмертия, но архитектурно обоснованное восхождение, соответственно ярусам готического собора»;
5. Готическая мысль гения, архитектор + поэт: «Или Чаадаев устал? Или его готическая мысль смирилась и перестала возносить к небу свои стрельчатые башни?» ;
Гоголь: «Но какое множество есть разбросанных на всем намеков, могущих зародить совершенно необыкновенную живую идею в голове архитектора, если только этот архитектор — творец и поэт».
6. Французские символисты XIX века и готика: «…XIX век французской поэзии черпал свою силу из той же национальной сокровищницы — готики» .
Искусство классицизма — торжество конструкции над материалом.
Тютчев — про камень, который с горы скатился и лег в долине «иль был низринут волею чужой».
II. Основные образы
Тема острого камня, стрелы, ребра:
Здравствуй, мой давний бред, — Башни стрельчатый рост.
…твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра.
Тема пустого неба, пронзаемого стрелой готического собора:
Неба пустую грудь Тонкой иглою рань. ,
Тема пустого, мертвого неба вообще в поэзии Мандельштама:
Я вижу месяц бездыханный И небо мертвенней холста; Твой мир, болезненный и странный, Я принимаю, пустота!
Мотив кружева, паутины, резьбы: Кружевом, камень, будь И паутиной стань…
На темном небе, как узор, Деревья траурные вышиты.
Сравнение собора с лесом:
Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть.
Мотив леса вообще в творчестве Мандельштама:
Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной…
Гоголь: «В готической архитектуре более всего заметен отпечаток, хотя неясный, тесно сплетенного леса, мрачного, величественного, где топор не звучал от века».
Тема собственно камня в стихотворениях 1900-1910-х годов, не вошедших в сборники: «На влажный камень возведенный…», «В изголовье Черное Распятье…» и других.
Образ храма:
1. Гоголь: «И потому готическую архитектуру нужно употреблять только в церквах и строениях, высоко возносящихся».
2. Сияние, благость храма:
Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон — света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего.
3. Храм-корабль:
И храм, как корабль огромный, Несется в пучине веков. И парус духа бездомный Все ветры изведать готов.
4. Мотив вечности .
5. Разрушенный храм — погубленное чудо: Ночь иудейская сгущалася над ним, И храм разрушенный угрюмо созидался.
Оживление зданий — «играет мышцами крестовый легкий свод» .
Образ Невы : В огромной комнате тяжелая Нева, И голубая кровь струится из гранита.
Образ дерева, природа и камень:
1. Позднее предпочтение камня дереву — «и ныне я не камень, а дерево пою».
2. Сближение архитектуры и природы, например, через сравнение:
Я видел озеро, стоявшее отвесно, — С разрезанною розой в колесе Играли рыбы, Дом построив пресный. .
Музыка + архитектура — «В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа».
III. Изменения в мировоззрении Мандельштама:
1. «Агрессивные» камни:
Орущих камней государство — Армения, Армения! Хриплые горы к оружью зовущая — Армения, Армения!
2. «Другие колокольни», другие истины:
Когда укор колоколов Нахлынет с древних колоколен, И самый воздух гулом болен, И нету ни молитв, ни слов — Я уничтожен, заглушен.
3. Статья «Гуманизм и современность» — о современной Мандельштаму архитектуре:
А) неизбежность новой, социальной культуры и архитектура;
Б) угроза социальной архитектуры, враждебность достоинству и свободе человека;
В) идеал, альтернатива «социальной пирамиде» — «свободная игра тяжестей и сил, человеческое общество, задуманное как сложный и дремучий архитектурный лес, где все целесообразно, индивидуально и каждая частность аукается с громадой».
4. Стихотворения конца 1930-х — возвращение к теме камня и собора: «Когда, уничтожив набросок…», «И клена зубчатая лапа…» и другие.
IV. Принципы изображения
1. Три измерения:
И вот разорваны трех измерений узы И открываются всемирные моря! ;
«Строить можно только во имя «трех измерений», так как они есть условие всякого зодчества» .
2. Неожиданные сочетания слов: «стрельчатый бор», «дорический ствол».
V. Архитектурные принципы в поэтической системе Мандельштама
1. Отказ от туманности символистов, главная истина — слово, четкость — главный принцип: «…С презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке» .
2. Внимание к архитектуре обусловило следующие элементы поэтической системы Мандельштама:
А) предметность;
Б) логику построения;
В) монументальность и торжественность;
Г) некий рационализм, противопоставленный импрессионистской зыбкости.
VI. Архитектура Мандельштама и мировая культура
1. Некоторые стихотворения прямо посвящены произведениям искусства : «Notre Dame», «Айя-София», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен…».
2. Создание зодчего для Мандельштама — всегда образ той или иной эпохи в культуре ;
3. Сочетание русской и мировой культуры в архитектуре и искусстве:
И распластался храм Господень, Как легкий крестовик-паук. А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну, так что ж!
Памятники архитектуры разных стран и эпох, не только готики: «пустячок пирамид» и «египетская мощь», Notre Dame и Реймс…
Для акмеистов существовал единый литературный мировой текст, каждый писатель и поэт вписывал свою страницу и оставался в памяти; архитектура — это тоже некий «фильм», по которому тоже можно увидеть историю разных эпох и культур.
Гоголь: «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и Предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей его жизни и погрузила бы нас в его быт, в его привычки и степень понимания и вызвала бы у нас благодарность за его существование, бывшее ступенью нашего собственного возвышения».
Архитектурные мотивы в поэзии Мандельштама