Барон — характеристика персонажа
Произведение: Скупой рыцарь
БАРОН — герой трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» , вошедшей в цикл «опытов драматических изучений», известный под редакторским названием «Маленькие трагедии». Подзаголовок пьесы «Сцены из Чен-стоновой трагикомедии: The covetous knight» — литературная мистификация: у английского поэта В. Шенстона такого произведения нет. Принято считать, что посредством мистификации Пушкин хотел исключить аллюзии, связанные с отношениями внутри его семьи, — конфликт с отцом, Сергеем Львовичем, знаменитым своей скупостью. Сравнивая два образа скупого, Гарпагона и Шейлока, Пушкин отмечал, что «у Мольера Скупой скуп — и только; у Шекспира скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
Эта характеристика значима для понимания пушкинского Б., в портрете которого соединились разнообразные черты. Его безграничная скупость, жестокость , мстительность в отношении сына, им оклеветанного перед Герцогом, сочетаются с чувством рыцарского достоинства, гордостью и отвагой. В разговоре с Герцогом Б. выказывает готовность в случае войны «старый меч рукой дрожащей обнажить». Однако внимание Пушкина занимает не нрав скупого, представленный в парадоксальных сцеплениях с другими свойствами характера.
В своей трагедии поэт рассматривает коллизию двух социальных укладов и двух соответствующих мировоззрений — феодального и буржуазного. Характер Б. — отражение этой коллизии. Поборник рыцарских традиций, соблюдающий кодекс рыцарской чести, Б. между тем промышляет ростовщичеством, самым презренным в средние века занятием, за которое христиан отлучали от церкви. Готовый верно служить своему Герцогу, Б. тем не менее служит другому кумиру — деньгам: «И как же служит? как алжирский раб, // Как пес цепной». Тем и ужасен век, ужасны его сердца, что рыцари стали ссужать деньги под проценты, запятнав свою честь столь грязным ремеслом.
Однако парадокс Б., по верному наблюдению С. Б. Рассадина, заключается в том, что деньги нужны ему для достижения целей истинно рыцарских. Это свобода, независимость, сознание собственного могущества и власти . Деньги дают Б. то, что Фауст приобрел, заключив сделку с дьяволом, — они, пускай иллюзорно, возвращают молодость, позволяют испытать любовный жар, почти эротическое возбуждение.
Ошибка Б. заключается в том, что он, взяв на вооружение приемы «ужасного века», не предусмотрел возможность обратного их применения, к нему самому. Б. умирает, потрясенный нерыцарским поступком сына, прилюдно обвинившего отца во лжи; но последние его слова: «Где ключи?» — принадлежат не рыцарю, а ростовщику. Премьера «Скупого рыцаря» была назначена в Александрийском театре на 1 февраля 1837 г., но не состоялась из-за гибели поэта.
Впервые трагедия была сыграна на этой же сцене в 1852 г. с участием В. А. Каратыгина в главной роли. Исполнителями роли Б. были впоследствии: М. С. Щепкин , К. С. Станиславский , А. А. Остужев , Н. К. Черкасов , И. М. Смоктуновский . На сюжет трагедии написана опера С. В. Рахманинова .
Барон — характеристика персонажа