Биография А. Солженицина. Краткое изложение текста
СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич , русский писатель. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему — сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» , «Матренин двор» , повестей «В круге первом», «Раковый корпус» , вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря , ссылку . «Архипелаг ГУЛАГ» , — «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе.
В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном «Красном колесе» , на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи» и др., «Письме вождям Советского Союза» Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности.
Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР , в т. ч. — новейшей . Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 — нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР.
Нобелевская премия . В 1997 избран академиком РАН.
СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич , русский писатель.
Семья. Годы учения Солженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 семья переезжает в Ростов-на-Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико-математический факультет университета .
Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории.
Хождение по мукам В октябре 1941 Солженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы — на фронте; награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Последние фронтовые впечатления — выход из окружения в Восточной Пруссии — отразились в написанных в лагере поэме «Прусские ночи» и пьесе «Пир победителей» , а позднее были использованы в «Августе Четырнадцатого» при описании «самсоновской катастрофы» — гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя. 9 февраля 1945 Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах ; 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей .
Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве легли в основу пьесы «Республика труда» . В июне 1947 переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 в экибастузском лагере ; здесь он заболевает раком .
С февраля 1953 Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек . Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге — будущий «Раковый корпус». В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор». С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе.
Все это время идет потаенная писательская работа над романом «В круге первом», созревает замысел «Архипелага ГУЛАГ».
Прорыв В 1959 за три недели написан рассказ «Щ-854 «, который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал «Новый мир», где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. Т. Твардовский. Непосредственно у Н. С. Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича» . Рассказ, сочетающий предельную честность оценки всей бесчеловечной советской системы и редкую художественную силу вызвал восхищение многочисленных читателей — произошел прорыв советской лжи-немоты. Рассказы «Матренин двор» , «Случай на станции Кречетовка» , «Для пользы дела» упрочивают славу Солженицына.
Письма бывших заключенных и встречи с ними способствуют работе над «Архипелагом ГУЛАГ»; пишется «Раковый корпус»; актуализуется замысел книги о революции ; выстраивается подцензурная редакция романа «В круге первом» . «Один день…» выдвинут на Ленинскую премию, однако сказывается энергичное противодействие защитников коммунизма, верно понявших, что имеют дело с настоящим противником системы, — премии Солженицын не получает, исподволь начинается кампания клеветы. Борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ «Захар-Калита» ; триумфальное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата — повесть по-прежнему под запретом. В мае 1967 Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над «Архипелагом…» и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом .
В ноябре 1969 Солженицын исключен из Союза писателей.
Главный бой Присуждение Нобелевской премии по литературе и издание первой редакции «Августа Четырнадцатого» возбуждает новую волну преследований и клеветы. В сентябре 1973 КГБ захватывает тайник с рукописью «Архипелага…», после чего Солженицын дает сигнал о его публикации в «ИМКА-Пресс» ; первый том выходит в свет в конце декабря. 12-13 февраля 1974 Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ.
Публикация трехтомного художественно-документального исследования «Архипелаг ГУЛАГ» произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем «Один день…». Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Наряду с «Августом Четырнадцатого», главами «Красного колеса» о «вожде мирового пролетариата», объединенными книгой «Ленин в Цюрихе» , «очерками литературной жизни» в СССР «Бодался теленок с дубом» и публицистикой «Архипелаг…» заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Солженицына, выявил его стержень — поиск свидетельств о человеке, его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на Земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия.
На чужбине о России
Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию и совершив поездку в США , Солженицын с семьей в октябре 1976 переселяется в усадьбу близ города Кавендиш .
Основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках» . Первоначальный план , согласно которому повествованье должно было дойти до подавления Тамбовского восстания и закрыться пятью эпилогами , оказался невоплощенным .
В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных» . Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя , и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами .
Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его «правду». При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все , но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим «личинам». Причину национальной катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении «всеобщего благоденствия» на Земле.
Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских позиций издержки современной цивилизации Запада .
Опасения «нового Февраля», чреватого «новым Октябрем», обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные «левой эмиграцией» обвинения в «монархизме», «национализме», «изоляционизме» повторялись и варьировались многочисленными советскими публицистами середины 1980-х гг. Лишь в 1989 редактору «Нового мира» С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать «Нобелевскую лекцию», а затем отобранные автором главы «Архипелага…» . С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине.
16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуют статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета .
Дома 27 мая 1994 Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. По возвращении писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов.
Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры , опубликованные Солженицыным в «Новом мире» , свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.
Биография А. Солженицина. Краткое изложение текста