Бытовые повести русской литературе XVII века
Наряду с воинской повестью, отражавшей героические события в жизни народа, в XVII в. появился новый жанр — бытовая повесть, в которой ставились уже морально-этические и социальные проблемы. К числу таких повестей следует отнести «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о купце», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Карпе Сутулове» и др. Их герои — обыкновенные люди, купеческие и дворянские дети, но они по-разному проявляют себя в условиях патриархального быта.
К литературным памятникам конца XVII в., раскрывающим нравственные проблемы, относится и «Повесть о купце». По своему содержанию она близка к повестям о Савве Грудцыне и о Горе-Злочастии, народным сказкам о благодарном мертвеце и отчасти некоторым мотивам древней демонологической литературы. «Повесть о купце» является наглядным примером взаимовлияния литературы и устного поэтического творчества.
Действие повести происходит в «некоторой стране», в семье «славного, богобоязненного и нищелюбивого» купца.
В этом произведении действие развивается в двух планах: бытовом и сказочном. Бытовая сторона повести вводит нас в реальную обстановку купеческого быта XVII в. Купеческий сын, выросший в деловой среде, очень рано постиг премудрости торговли и поразил родителей знанием цен на торгу. Правдиво показаны и отношения в купеческой среде людей, связанных далекими торговыми поездками. «Корабельщики из родных краев, зная отца купеческого сына, посадили его без платы на корабль, разрешили даже провезти мертвое тело (нельзя хоронить в некрещенной земле христианина), дали в долг сто рублей.
Изобилует бытовыми деталями сцена сватовства, венчания и свадебного обряда купеческого сына и царской дочери, путешествие его к отцу с подводами, нагруженными драгоценностями и т. д.
Вместе с тем в повести обильно представлены мотивы народных сказок 3. Путь героя, как и в сказках, лежит через лес, непроезжую дорогу в пятьсот верст, тридцать лет уже заложенную разбойниками. Сказочна встреча с чудесным помощником, который держит в руках железные клещи и по сказочному ставит условие, чтобы купеческий сын во всем его слушался. На пути героев — стан разбойников. Они замышляют погубить купеческого сына во сне, но чудесный помощник один побеждает их. В дальнейшем слуга дает разумные советы купеческому сыну, помогает в женитьбе на царевне, спасает героя от змея и приводит к счастью. Сказочен и мотив змея и семидесяти змеенышей, заключенных в царевне.
В центре внимания автора повести добродетельный купеческий сын, который вырос в патриархальной семье, отличается умом и благонравием. Собираясь уехать торговать за море, он просит благословения родителей (в отличие от героя повести о Горе-Злочастии) и, уезжая, отдает «им земной поклон». Здесь, собственно, как и в повестях начала XVIII в. (о Василии Корнетском) нет конфликта между детьми и родителями. Купеческая семья отлично понимала выгоду заморских поездок и радовалась богатству и счастью сына. Повесть прославляет жизненный успех умного и находчивого человека. Чем объясняет автор такое сказочное возвышение своего героя? Он добрый, гуманный, верный слову человек и потому достоин счастья. Эта черта характера купеческого сына подчеркивается автором неоднократно; в начале повести он послушный сын своих родителей. Древнерусская мораль требовала безусловного уважения к старшим и считала это качество обязательным для положи* тельного героя. Он беспокоился не раз, чтобы родителям «не было печали» от его поступков, «плакал горько и рыдал о разлуке» с ними. Получив богатство и женившись на прекрасной царевне, купеческий сын прежде всего направился к родителям. Доброта героя обнаруживается и в эпизоде с чудесным помощником, который предложил купеческому сыну разрубить царевну пополам, чтобы поделить все приобретенное по договору. Купец заплакал, он был готов совсем отказаться от жены, чтобы не губить ее и сказал помощнику^ «Возьми ты ее себе живую».
Не избежал автор и влияния демонологических мотивов в повести. Это связано с образом царевны, в которой было заключено гнездо большого змея. Ангел разрубил царевну пополам, перекрестил ее и избавил от змеенышей. Эта сцена напоминает нам повесть о бесноватой Соломонии и другие произведения демонологической литературы древней Руси.
Неизвестный автор повести находился, несомненно, под влиянием религиозной идеологии. Это проявилось особенно отчетливо в двух эпизодах: похоронах мертвеца на острове в монастыре чудотворца Николая и превращении чудесного помощника в ангела, Убедившись в доброте купеческого сына, помощник спросил его: «Знаешь ли ты меня?» Купец ответил: «Поистине не знаю». Тогда он поведал купцу: «Я ангел божий». И ангел объяснил, что царство и богатство купеческий сын получил за добродетель, за то, что выкупил у заимодавца мертвое тело и похоронил его с честью. Мысль о награде человеку за уважение к мертвому вполне соответствовала народным представлениям о морали. Ведь и в русском фольклоре герой обязан был похоронить мертвую голову с честью. А когда Василий Буслаев, новгородский былинный герой, нарушил эту признанную народом традицию, он был наказан смертью.
«Повесть о купце» своим идейным содержанием как бы противостоит двум другим повестям XVII в.- «Повести о Горе-Злоча» стии» и «Повести о Савве Грудцыне». Герои их — Савва и неизвестный добрый молодец — нарушили заветы старины, вошли в конфликт с «отцами», стали на путь греха, попали во власть темной нечистой силы и должны были искать искупления в монастыре. Купеческий сын из «Повести о купце» поступил иначе. Он не пил в кабаке, не соблазнял чужой жены, а, находясь в полном согласии с родителями, совершил гуманный поступок. Но с точки зрения купечества он сделал невыгодную сделку — купил мертвое тело: «Чего я наделал,- воскликнул купец,- четыреста рублей истратил, а что купил, не знаю!». Однако автор привел своего героя к сказочному возвышению именно потому, что воспитывал в своих читателях чувство добра и гуманизма, эта тенденция была присуща и народным русским сказкам о благодарных мертвецах.
Бытовые повести русской литературе XVII века