«Человек — частица истории»
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. Менялись порядки и нравы, сменилась власть, в головах людей царил хаос. Большинство представителей русской интеллигенции оказались в растерянном состоянии.
Они поняли, что их родины больше нет, а пришедшая ей на смену новая страна представляла собой нечто несложившееся, хаотичное. Каждый из них стоял перед тяжелым выбором: остаться со своей родиной или иммигрировать. Оставаться в стране, служа прежним идеалам — верный путь к смерти.
Иммигрировать или остаться на родине, приняв новые порядки, — значит предать Россию, изменить самим себе. М. А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий тех лет. Безусловно, в нем не могли не оставить следа такие кардинальные перемены в любимом отечестве.
Он, как представитель интеллигенции, очень остро переживал период революции и гражданской войны. Это ярко отразилось в его творчестве. «Белая гвардия» — роман о судьбе интеллигенции в революционные и постреволюционные годы. В центре повествования находится семья Турбиных.
Их квартира — это теплый, уютный дом, где собираются друзья. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России. Все Турбины — очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение.
И их дом — это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что дом Турбиных является олицетворением мирной жизни, которая ушла и неизвестно, вернется ли вообще. Турбины очень растеряны в атмосфере новой эпохи.
Они до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив. Алексей и Николка Турбины — истинные представители белой гвардии. Они отличаются особой порядочностью, чувством долга, ответственности. Эти люди никогда и ни за что не придадут, не будут стрелять в спину врагу.
Поэтому им и их самым близким друзьям дико и непонятно все творящееся в России. Алексей Турбин — один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать не удается.
Они в составе разрозненных офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга. Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит поведением героев. Противопоставлен честным и порядочным Турбиным муж Елены Сергей Тальберг.
При первой же возможности этот человек бежит вместе с немцами из России, бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» Также семье Турбиных противопоставлены их соседи Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды понятия чести и достоинства. Единственное, что заботит их, — собственное спокойствие и достаток. Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь бы выгородить самих себя.
Перед Василием Лисовичем и его женой Вандой никогда не стояла проблема нравственного выбора, они могут приспособиться к любым условиям. В своем произведении Булгаков явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни. Но у героя этого не получается. Семья Турбиных не смогла стоять в стороне во время гражданской войны. Ведь долг каждого белого офицера — воевать до последнего за свою страну, за своего царя.
Алексей и Николка подчиняются этому чувству долга. Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром Най-Турсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера. Можно сказать, что перед семьей Турбиных практически не стояла проблема нравственного выбора. Эти люди были воспитаны так, что не могли поступать иначе.
В их крови от рождения были заложены понятия чести, долга, достоинства. Никакая, даже смертельная, опасность не смогла бы заставить их изменить своим морально-нравственным принципам. Но трагедия русской интеллигенции и их морального выбора заключается в том, что эти люди не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю Русь, которую уже не вернуть.
И не надо возвращать отжившее, жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей. Но, думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию.
Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие лучшие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами. Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись?
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и болезненно стоит проблема человека и истории. Каждый из героев произведения принимает для себя решение, соответственно которому он будет в дальнейшем жить и действовать. Кто-то поступается своей совестью ради жизни, а кто-то — своей жизнью ради совести.
На мой взгляд, Булгаков стоит на стороне лучших представителей белой гвардии. Он с горечью замечает, что эти люди уходят в прошлое, вместе с прежней Россией. На их место приходят люди новые, со своей философией и иным взглядом на мир.
«Человек — частица истории»