• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cкачать сочинение > Человек и природа, творчестве Пастернака (на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»)

 

Человек и природа, творчестве Пастернака (на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Тема поэта и поэзии является одной из основных в творчестве Бориса Пастернака. Для него труд творческой личности носит благородный и бескорыстный характер. И никакая слава не делает поэта по-настоящему любимым, только полная самоотдача любимому делу способна преображать («Быть знаменитым некрасиво»). Он не принимает стремления к славе, известности. Настоящий человек искусства не ищет в творчестве выгоды, у него все подчиняется внутреннему, духовному миру, который и формирует поэта, делает его создания бесценными. Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных — тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение — обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира — мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа — вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» — написал поэт в одноименном стихотворении.

Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он — без человека, он самобытен. Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь. В этом плане примечательно стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..»:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

В картине «февраля» вступают во взаимодействие детали окружающего мира с воспоминаниями и одновременно мечтами лирического героя о весне. Так, пролетка за шесть гривен переносит его в мечты о весне с пасхальным «благовестом», «ливнем» и «слезами». Это явления различных уровней реальности, но в стихотворении они оказываются взаимопроницаемы. Это помогает Пастернаку создать наиболее полную картину своих ощущений. Мир природы перекликается с внутренним миром человека. Так, неожиданно описание грачей, «обугленных груш», помогает нам заглянуть во внутренний мир лирического героя. Его душа полна «сухой» грусти от созерцания весеннего оживления этих птиц. Благодаря этой грусти, душевному оживлению, в душе поэта вновь просыпается творчество. Он вновь слагает стихи «случайно», «навзрыд». Это герой, равно как и Пастернак, считает единственно верным путем для истинного творчества:

И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Сперва нам кажется, что в нем говорится об обыденных вещах — снегопаде за окном, лестнице, перекрестке. Но автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности нашего существования. Поэт уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая — это один из нас:

Снег идет, снег идет, Снег идет, и все в смятеньи…

Тема поэта и его предназначения — одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества — самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие». Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака — это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…

Еще одним качеством поэта является, по Пастернаку, «живая душа». Поэт обязан чувствовать, сопереживать и, конечно же, не отступать от истины, стремиться донести ее до своих читателей:

И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

Поэзия для Пастернака — это особый процесс, который полностью поглощает, делает и зависимым, и свободным одновременно. Не существует пути к отступлению, а есть только постоянное движение вперед, которое захватывает все существо. Поэт несет огромную ответственность за то, что им создается, за свои мысли и чувства («О, знал бы я, что так бывает»):

О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют.

Однако поэт должен всегда быть в поиске, в вечном движении и постоянном познавании окружающего мира. Только труд и желание открывать что-то новое делают художника настоящим мастером («Ночь»):

Не спи, не спи, художник, Не придавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену.

Таким образом, Пастернак видит высокое предназначение поэта и поэзии как искусства. Он считает, что художник не может преследовать какие-нибудь корыстные цели, творчество возможно только ради творчества.



Человек и природа, творчестве Пастернака (на примере стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»)

Другие сочинения по теме:

  1. Человек и природа в поэзии Пастернака Первые поэтические опыты Б. Пастернака сближали его с авангардными исканиями футуристов. Некоторое время поэт даже входил в состав «Центрифуги» —...
  2. Природа и человек в творчестве Ивана Драча Сначала посмотрим, в каких условиях возникла поэзия Ивана Драча. Поэзия, лирика в первую очередь, не могла не уловить тех огромных...
  3. Человек и природа в творчестве Максима Рыльского Человек — это произведение природы, а природа тоже отблагодарит человеку за ее бережное отношение к ней. Образцы пейзажной лирики можно...
  4. Мир природы в лирике Пастернака Б. Пастернак — один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор,...
  5. Философская лирика Пастернака Среди русских поэтов XX века Б. Пастернак занимает особое место. Его стихи всегда отличались глубиной чувства, психологизмом, философской насыщенностью независимо...
  6. Главная тема в поэзии Б. Л. Пастернака Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит...
  7. Философская проблематика поэзии Бориса Пастернака Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли атмосферу детства поэта. Его отец был...
  8. Образец сочинения на тему: Мир природы в поэзии Бориса Пастернака Эпиграф к сочинению: «Его грудь заполнена природой до краев. Кажется, уже с первым своим дыханием он вдохнул, втянул ее всю...
  9. Поэтический мир Бориса Пастернака Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно...
  10. СВОЕОБРАЗНОСТЬ ВИДЕНИЯ Б. ПАСТЕРНАКА Счастливая судьба судилась Б. Пастернаку. Дружная семья профессиональной пианистки и оригинального талантливого художника из самого детства лелеяла будущего поэта нежными...
  11. Анализ «Стансов» Пушкина и «Столетье с лишним — не вчера» Пастернака Поэт всегда вольно или невольно соприкасается с государственной властью. Из этого, как показала история, не получается ничего хорошего для поэта...
  12. Ритмы поэзии Пастернака Он начал печататься в 1913 г. в Центрифуге — так называлась ассоциация «умеренных» ученых футуристов. В течение нескольких лет он...
  13. Лирика бориса пастернака Сочинения по литературе: Лирика бориса пастернака Лирика Пастернака тоскует по эпосу. Она тоскует по обыденности, по прозаизмам. Пастернак словно ищет...
  14. Сочинение-анализ стиха Б. Пастернака «Определение поэзии» Борис Пастернак родился и возрастал в семье, атмосфера которой была наполнена творчеством. Отец — Леонид Пастернак — академик живописи, мать...
  15. Стихотворение бориса пастернака «Снег идет» Сочинения по литературе: Стихотворение бориса пастернака «Снег идет» Стихи Бориса Пастернака — неповторимый лирический мир, стремительный поток ярких красок, солнечного...
  16. Родство с миром в лирике Б. Л. Пастернака «…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» — так понимал природу искусства Борис...
  17. Мое понимание поэзии Пастернака Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: «Где человек до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак — это...
  18. Природа и человек в лирике Заболоцкого Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе...
  19. Музыка переплеталась у меня с литературой (творчество Бориса Пастернака) Однажды высокий худой школьник возвращался из гимназии. Изобиловала весна. Цвели яблони, вишни, и все было покрыто белыми облачками цветущих крон...
  20. Мои размышления над прозой и поэзией Бориса Пастернака Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И....
« Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»
Бунинская философия любви (по рассказу «Легкое дыхание») »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения