Человек в объятиях истории
Материалы к уроку
Одно из ключевых произведений 7-8-го классов — » Капитанская дочка» — дает возможность провести со школьниками очень важный разговор о том, как человек взаимодействует с историей, своим временем, которое, как известно, «дано» и «не подлежит обсужденью». Перипетии жизни Гринева — это история о том, как «угодило зернышко промеж двух жерновов»: герой повести оказывается «между» двумя схлестнувшимися в страшной схватке историческими силами, олицетворенными Екатериной и Пугачевым. И что любопытно: жернова не расплющили зернышко, Гринев помилован «предводителями» обоих лагерей.
Причем условием для помилования стало не умение приспосабливаться, а как раз способность сохранить себя как личность со своими твердыми нравственными законами. Эти законы были восприняты как наказ от отца и переданы внукам . В эпоху масштабных исторических столкновений герой сумел не только выжить, но и продолжить свой род — свою малую историю.
Нарисуем на доске схему: с двух сторон — Пугачев и Екатерина, два реальных исторических деятеля. Между ними — вымышленный герой, Гринев. Это горизонталь, временной срез.
По вертикали же обозначим линию традиции: от отца к сыну и дальше — к внукам и правнукам.
Отметим попутно, что мотив «отцовства» как ведущий в этой повести вынесен в ее заглавие. Обычно на уроке учителя любят задавать вопрос о том, почему повесть названа «Капитанская дочка», имея в виду при этом «Почему не «Гринев» или «Пугачев»?» Стоит переформулировать вопрос: «Почему повесть названа не «Маша Миронова», а «Капитанская дочка»?» Потому что в поведении героини важна ее принадлежность традиции. Верно служа, «кому присягнешь», исполняя свой долг , только и можно продолжить свой род, сохранить его в истории.
А теперь попросим ребят вспомнить еще одно известное им произведение, где происходит столкновение исторического персонажа, «грозного» властителя и вымышленного героя, отстаивающего свою честь, — «Песнь о купце Калашникове» Лермонтова. Она прочитана в 7-м классе и, как правило, хорошо остается в памяти. «Как же изобразить на доске схему расстановки персонажей в этой поэме?» — спросим ребят и дадим им возможность некоторое время поупражняться в тетради по литературе. Потом обсудим варианты.
Первым делом хочется сделать «красиво». Если в «Капитанской дочке» по бокам два исторических персонажа, а в центре — вымышленный, то здесь наоборот:
Примем это первым делом приходящее в голову решение и станем размышлять дальше. Возможен и такой ход:
Ведь Калашников вынужден бороться и с одним, и с другим, оказывается «между» этими «союзниками». А вот еще один вариант, он помещает в центр Кирибеевича, ведь этот персонаж встречается во всех трех сценах поэмы :
Но самым неожиданным и интересным оказывается вот такое решение:
Почему же неожиданным: ведь именно Алена Дмитриевна становится поводом для столкновения Кирибеевича и Калашникова? А потому, что в ней нет места Грозному — пока. Эту схему можно дальше наращивать — тем она и интересна.
Кирибеевич предстает в поэме как носитель своевольного начала, он игнорирует традиции и законы, дерзко нарушая их. Калашников противостоит ему как хранитель этих самых традиций, как член рода, как хозяин и защитник дома. За ним рисуются фигуры его братьев, готовые тоже выйти на бой за честь семьи, за «правду-истину», а дальше — весь народ.
И даже Бог и сама эта правда, ради которой и погиб Калашников. Дополняем нашу схему:
Но вот вопрос: почему Калашников не пристукнет Кирибеевича где-нибудь втихомолку, в подворотне? И дело сделано, и сам жив останешься . Да потому что Кирибеевич, как ни странно, — не главный противник Калашникова.
Сам Кирибеевич так называет себя в страстном монологе, обращенном к Алене Дмитриевне: «Я не вор какой, душегуб лесной, я Слуга царя, царя грозного…» . Эта самохарактеристика открывает нам суть дела: разве может Хозяин, господин считать себе равным Слугу, раба? Хозяин должен бороться с Хозяином. Вот тут-то и появляется в нашей схеме Иван Грозный:
В поэме перед нами, как и в «Капитанской дочке», изображено главное Историческое противостояние эпохи . Это, кстати, одно из основных условий для художественно-исторического повествования — «нащупать» главный конфликт времени и вписать в него вымышленных героев . Однако наша схема показывает и другой, может быть, более важный аспект ситуации: хозяин страны, государства противостоит хозяину семьи, дома. Это столкновение уже Внеисторическое, оно всегдашнее.
Отсюда можно, в зависимости от готовности класса, пойти и в литературу ХХ века, в которой сюжетам на эту тему несть числа.
Отметим и такой момент: Калашников называет Грозного «православным царем». Это не только дань фольклорной традиции. Здесь слышится одновременно издевка и упрек: ведь Бог должен стоять «за» царем , а оказывается, что «за» Грозным нет никого, кроме его собственного своеволия и беззакония. Бог, как и правда, на стороне народа. Потому-то и побеждает в этом столкновении Калашников — побеждает, несмотря на смерть.
Память в песне «гусляров» остается именно о нем.
А в качестве заключения вернемся к первой схеме урока и спросим ребят: где в ней место самой Маше Мироновой — капитанской дочке? Этот вопрос может стать Домашним заданием.
Человек в объятиях истории