Четыре «долой» в идейно-образной структуре поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»
Поэма «Облако в штанах» — одно из самых значительных произведений Маяковского в ранний период его творчества. Важно отметить, что первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Название, безусловно, ироническое и, в то же время, кощунственное по отношению к христианской религии — легенде о двенадцати апостолах.
Но именно в нем, на мой взгляд, отразились характерные черты поэтики раннего Маяковского: максимализм, бунтарский протест, безжалостная критика господствующего строя, в котором герой видит воплощение всех зол. Как ни парадоксально это звучит, но поэма «Облако в штанах» стала восторженным гимном человеку: его красоте, мощи, безмерным возможностям творчества. Поэт пытался показать это «от противного» — через горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Лирический герой поэмы говорит о своей молодости и о том, что он не станет мириться с действительностью: У меня в душе ни одного седого волоса, И старческой нежности нет в ней! Мир огромив мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний.
В подзаголовке поэмы обозначена ее структура — «тетраптих». И действительно, произведение состоит из четырех частей, каждая из которых говорит решительное «нет» одной из важнейших сторон буржуазного общества. Первое «нет» относится к несвободной любви, полностью подчиненной корыстному интересу и деньгам.
Мы видим, что герой безумно влюблен в некую Марию, которая, возможно, отвечает ему взаимностью. Однако героиня делает выбор в пользу обеспеченного будущего, а не настоящей любви. В этом предательстве герой винит общество, опошлившее высокое чувство, укравшее у него любимую: вы — Джоконда, которую надо украсть!
И украли. У лирического героя Маяковского новое понимание действительности. Он отказывается от искусства, которое уже существует. Это его второе «долой!».
По мнению героя, буржуазное искусство не ценит индивидуальность, лишено гуманистического пафоса. А он глубоко убежден в том, что каждая жизнь — бесценна: Я, златоустейший, чье каждое слово душу новородит, именинит тело. говорю вам: мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал! В «подтверждение» своего отрицания герой обращается к творчеству известного поэта Серебряного века Игоря Северянина. Маяковский говорит о том, что его стихи давно не актуальны в современном мире.
Время, по мнению лирического героя поэмы, требует не «златоголосых лир», а боя стихом. Творчество должно действенно улучшать жизнь, помогать людям: Сегодня надо кастетом Кроиться миру в черепе! Не оставил без внимания лирический герой и политический строй дореволюционной России. Он считает глубоко несправедливым все происходящее в мире и открыто призывает к восстанию: Идите!
Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники! Пускай земле под ножами припомнится, кого хотела опошлить! Маяковский «заставляет» своего героя отрицать и господствующую религию.
Поэт видит в ней только пошлость и искусственность. Возможно, поэтому автор создает кощунственную, на мой взгляд, картину. Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского — это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме лирический герой становится даже выше бога и грозит ему: Я думал — ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик. Видишь, я нагибаюсь, из — за голенища достаю сапожный ножик.
Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает современные Маяковскому общественные устои. Лирический герой «Облака в штанах» — это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира.
Герой призывает к решительным действиям. Кроме того, своим произведением Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.
Четыре «долой» в идейно-образной структуре поэмы В. Маяковского «Облако в штанах»