Чичиков на балу у губернатора
В городе NN было два рода мужчин: толстые и тоненькие. Тоненькие больше вились около дам и занимали не очень важные места, по особенным поручениям, а толстые — «были почетные чиновники в городе». Они занимали самые важные посты.
Почти все они были на балу у губернатора, где «все залито светом» и гости напоминают мух, которые влетели в комнату, «чтобы только показать себя, пройтись взад и вперед по сахарной куче». С первых же страниц произведения Н. В. Гоголя мы ощущаем увлекательность сюжета, так как нельзя не предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя , но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
По мысли Гоголя, это символ «человека-коробочки», в котором заложена идея неуемной жажды накопительства. Н. В. Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины, это ярко отразилось в поэме «Мертвые души», в лирических отступлениях писателя. В этом произведении мы можем увидеть два типа лирических отступлений: эпические, которые служат для раскрытия характеров и образов, и непосредственно лирические, отображающие переживания автора о судьбе России. На балу Чичиков занят размышлениями о мужчинах, знакомится с «весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем», от которых узнает, в каком состоянии находятся их имения и сколько у кого крестьян.
Манилов, «имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся», приглашает Чичикова к себе в усадьбу, так как находится от гостя «без памяти». Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича. Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она присутствует и в сборнике «Миргород», и в комедии «Ревизор».
В поэме «Мертвые души» она переплетается с темой крепостничества. За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?» Итак, что же изображает Гоголь в своем произведении? Он изображает социальную болезнь общества.
Тем’ не менее следует остановиться на том, как ему удается это сделать. Н. В. Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков он умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются , запечатлены автором как результат.
Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием — характеристику персонажа через деталь. Главная тема поэмы — это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее.
В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями «Божественной комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай».
Однако этим замыслам не суждено было сбыться: второй том оказался неудачным по идее, ‘а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и, осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: «Русь, куда же ты несешься? Дай ответ!
Не дает ответа».
Чичиков на балу у губернатора