Что помешало Раскольникову жить по теории, созданной им самим?
Сочинение По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Первая заповедь христианства провозглашает: «И пусть не будет у тебя других богов, кроме меня». История человечества насчитывает немало примеров, когда через эту заповедь горделиво переступали некоторые личности, которые декларировали идею «сверхчеловека», что разрушительно влияла на жизнь общества. Ф. М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» с блеском разоблачил сокрушительную силу такой идеи, создав образ Р. Раскольникова с его антихристианской теорией. К таким «избранным», достойным называться «собственно людьми» и готовым стать выше герой зачисляет и себя. Стремление к неограниченной свободе во всем — вот следствие созданной им теории. Но тогда почему, стараясь соблюдать ее законы, Раскольников «всем естеством своим вдруг ощутил, что нет у него больше, ни свободы, ни ума, ни воли»? Так как он превратился в раба своей теории, а это отнюдь не соотносится с идеей свободы «сверхчеловека». Именно в этом — причина духовной трагедии героя: присвоив себе функции всемогущего Бога-судьи, он убивает его основы в себе, не проникаясь тем, что Бог и преступление — понятия несовместимые.
Итак значит, надо отодвинуть Бога истинного на второй план, а то и совсем убрать его из своего сознания, из своей души, которая вдруг начинает переполняться отчаянием и ощущением безысходности. Эта невыносимая борьба с самим собой, растерянность, презрение к себе делают невозможной жизнь Раскольникова по собственной теории. Он неожиданно осознает ужасную для себя истину: его преступление было бессмысленным, так как высочайшая свобода — это не подъем над обществом через пренебрежение обществом, а свобода и подъем духовный.
Так стремление быть «сверхчеловеком» постепенно вытесняется чувством ответственности, любви и вины перед близкими людьми. Эта любовь (особенно по отношению к Соне) возвращает измученного душевными терзаниями Раскольникова к жизни, становится поддержкой на пути возвращения к Богу. Начинается возрождение христианских основ в христианском сердце и сознании героя романа Достоевского.
«Бог есть любовь!» — эта извечная истина перечеркивает нечеловеческую теорию «крови по совести» и наполняет мудростью этого непобедимого чувства душу Родиона Раскольникова и каждого читателя романа.
Что помешало Раскольникову жить по теории, созданной им самим?