Детские произведения К. И. Чуковского и В. В. Маяковского. Краткое изложение текста
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по детской литературе Орел 2007
1. Книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», ее содержание и научная ценность
«От двух до пяти» К. И. Чуковского — это книга, которую будут читать и перечитывать, доколе существует на свете род человеческий. Доколе будут сменяться и чередоваться поколения, доколе не разучатся глядеть друг на друга со вниманием и интересом.
«От двух до пяти» — это зеркало, в которое вглядываются кто пристально, а кто мимоходом, но все-таки вглядываются — сначала матери и отцы тех, кому от двух до пяти, а затем и подросшие герои книги, у которых появляются свои Дети. Взгляды в это зеркало чередуются — сначала мы, а потом они. Сначала, вглядываясь, мы учимся понимать другой — детский — мир, а потом глядим, чтобы вспомнить и вспоминать о нем.
«От двух до пяти» — кусочки смальты из начинающейся жизненной мозаики, складывающиеся затем в такие узоры, о которых пытаются задумываться те, кому от двадцати до пятидесяти. Именно в этом главная притягательность книги К. И. Чуковского. В этом причина ее не умирания.
Иными словами, эта книга о нашем возвращение к самим себе. Но не только: «От двух до пяти» — веселый и талантливый учебник детоведения. И, пожалуй, единственный.
Он может научить не всему, но главному — это несомненно. Научить внимательному, бережному отношению к картинам, наплывающим из зазеркального мира детства. К его правилам и причудам. Непривычным и не схожим с нашими, взрослыми, правилами и причудами.
К заинтересованности жителей этого мира во всех и всем. К неподобию их и нас. К тому неподобию, которое мы так быстро теряем и потом никогда не находим. И, наверное, жалеем об этом. К той игре, в которой и вещи, и люди, и слова равноценны и в равной мере заменимы.
В которой все может стать всем. И все живет, а если и умирает, то возвращается. В которой каждая минута — вечность, но разная изменяющаяся.
Но это также и слово о словах — слово о творчестве в том мире, которому не перестаем удивляться, когда читаем «От двух до пяти». В творчестве словесном и в тоже время миропостигающем. Стремящемся через игру понять себя, мир и других людей. И ту увлекательную игрушку, которая зовется языком.
Он интересен и загадочен, скрытен и не предсказуем. Щедр на сюрпризы и подарки не теряется и не надоедает. Всегда в тебе и вокруг тебя.
Рассказы К. И. Чуковского о детском словотворчестве увлекательны не только из-за этого. Его слово о словах одна из первых попыток разобраться в тайнах творчества, понять, когда и почему мы бываем талантливы и когда и почему перестаем такими быть. Понять: кто виноват в этом? Если не кто, то что?
Найти отгадку вечного творчества и поделиться ею со всеми. Научить взрослых осторожному отношению к детскому бескорыстному удивлению перед словом и ненавязчиво убедить их в ценности словесных игр от двух до пяти. И не только потому, что небрежение и невнимание губительны сами по себе: они еще и знаки, указывающие на невсамделишность словесного мира, в котором живут дети, и тех правил которые они вывели из него, на неравноправность и второсортность — по сравнению со взрослыми — их, детских, интересов и занятий.
Когда дети привыкают к такому отношению взрослых — тогда и кончается любое творчество.
Детский словотворческий и смыслотворческий мир не могут не интересовать его как поэта и переводчика. Он искал в нем, — может быть, и не осознанно — ответы на вопросы, мучающие нас до сих пор: в чем секрет поэзии? В чем ее сила?
Как отличить стихи от поэзии? В чем различие между поэтом и стиходелом? Можно ли свой опыт передать другим?
К. И. Чуковский предугадал то, что лишь недавно доказано экспериментально: звуки оцениваются нами как мягкие и холодные, острые и горячие, звуки соотнесены с цветовой гаммой , а звук, цвет и смысл составляют триединство, лежащее в основе поэтической речи.
Книга Корнея Ивановича Чуковского — это книга о душе ребенка. О той деликатной материи, сутью и формой которой были озабочены еще древнеиндийские педагоги. Это — слово — и первое!- против авторитарной педагогики — педагогики уравнивания, выравнивания и муштровки — и за педагогику — доверительную: за равные права взрослого и ребенка, за равноценность их сознания, равноответственность взрослого и ребенка друг перед другом, за уникальность каждого из них.
К. И. Чуковский показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой, звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение, осваивает нормы и правила грамматики, в тонкости анализа смысла и формы слова, а также в особом, лингвистическом отношение к языку, интересе к словам, звукам, рифмам.
Малыш начинает также играть со словом, как он это делает с предметами и игрушками.
Языковая игра — игра мыслями, словами, звуками, рифмами — гениальное открытие К. И. Чуковского. Яркие внешние проявления языковой игры, экспериментирования в сфере языка: феномены рифмотворчества, создания песенок-шумелок , переборы грамматических форм и словотворений , перевертыши — собраны в этой книге.
К. И. Чуковский открыл и описал специфически детский способ ориентировки в языковой материи и духе языка. И он удивительно точно подмечал, что ребенок, который в дошкольном возрасте не создавал ползуков, кружинок, тормозил, улиционеров, никогда не станет подлинным хозяином своего языка. Он никогда не уставал отстаивать право ребенка и на эксперимент в языке, и на радость, и на смех.
К. И. Чуковский присоединил свой голос к тем ученым, которые видели в детских вопросах о словах, в этимологиях проявление сознательного отношения к языку и речи. Дальнейшие исследования подтвердили, что элементарное осознание языковой действительности — обязательная предпосылка успешного, полноценного овладения языком и речью. Только осознает ребенок язык в специфически детских формах.
Чуковский отстаивал за ребенком право на творчество, он не переставал удивляться созидательным возможностям детей, сравнивая их достижения и сам способ словесного творчества с работой художников слова. Ребенок действует в рамках языка, не изобретая, а лишь заново открывая его для себя.
К. И. Чуковский очень точно подметил возраст , когда творчество ребенка особенно искрометно. Хотя и более старшие дети не чужды играм в сфере языка и речи, однако они никогда больше не бывают такими смелыми, непосредственными, а может быть, и уникальными.
Их творчество разворачивается на фоне недостаточной усвоенности существующих в области языка законов. Оно направлено, прежде всего, на познание, освоение, моделирование существующих связей и отношений в окружающем ребенка мире звуков, цветов, вещей и людей. Причем, как показали исследования именно недостаточная осведомленность малыша, побуждает его к поиску вариантов, к созиданию нового.
К. И. Чуковский бережно и, можно сказать, восторженно относился к детским логическим ошибкам. Детские речения не могут не вызвать улыбки. Смешное и серьезное рядом. Психологи считают, что именно такие нечеткие, неясные, противоречивые знания, которые описаны К. И. Чуковским, побуждают ребенка к поиску, размышлению, дают развивающий эффект.
Они создают как бы зону ближайшего развития, точнее — саморазвития.
Возраст от двух до пяти характеризуется большой открытостью, доверчивостью ребенка. В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в личностном развитии. Ребенок теряет свою непосредственность.
В школьные годы осваиваются иные средства ориентировки в языке. Этап овладения сменяется этапом владения языка.
Автор «От двух до пяти» дает советы родителям, как им относится к детскому словотворчеству, к речевым ошибкам.
Дошкольная лингводидактика представляет собой сейчас серьезную область научного знания. И эти знания в большой мере основываются на идеях К. И. Чуковского о творческой природе языка и речи, о больших потенциальных возможностях детей, их обостренном внимании к смыслу и звучанию слова, к грамматической форме. Основываясь на идеях К. И. Чуковского, педагоги-исследователи, методисты, воспитатели разработали замечательные игры по ознакомлению детей со звучащим словом, воспитывающие у них особое, лингвистическое отношение к языку и речи, языковое чутье.
2. Идейная сущность и воспитательное значение произведений В. В. Маяковского для детей
Когда В. В. Маяковский организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван — «Для детков».
Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах.
В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах — будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых.
Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню — в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становится все действеннее.
Первым произведением Маяковского для детей была «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», написанная в 1925 г. Этой литературной сказкой Маяковский раскрывает перед маленьким читателем сложный для него мир классовых отношений. С одной стороны — новые, гуманистические идеалы, утверждение которых связано с победой пролетариата. С другой — эгоизм, бесчеловечность, характерные для доживающего последние дни нэпманского мира. Так детская литературная сказка под пером Маяковского приобретает политические черты. Эпическая часть состоит из шести глав — это тоже необычно для сказки, но построены они по принципу противопоставления героя — Симы — антагонисту — Пете.
Этот принцип контраста двух персонажей выдерживается последовательно: в сказке вокруг каждого из них свой мир. В образах Симы и его отца, прежде всего, подчеркивается любовь к труду. В то время как образ Пети сатиричен.
В нем и его отце подчеркиваются черты жадности, обжорства, неряшливости.
Так, последовательно опираясь на свой опыт агитационно-поэтической работы для взрослых и творчески используя фольклорные традиции, Маяковский в детской поэзии утверждает новую социалистическую нравственность, корнями уходящую в народную почву.
Чтобы достичь подлинной художественности стихотворная подпись должна выполнять как минимум две функции: во-первых, быть лаконичной; во-вторых, быть, как выражался К. И. Чуковский, графичной, т. е. давать материал для творческого воображения художника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает придельной остротой.
В. Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, усовершенствовать не только в области содержания, но и формы.
Часто Маяковский доводит зарисовку до афоризма: «Обезьян смешнее нет. Что сидеть, как статуя? Человеческий портрет, даром что хвостатая»,- рассчитанного не только на детское восприятие, афоризма, так сказать двухадресного.
Детские стихи Маяковского и для взрослых — подлинная поэзия.
Справедливы поэтому слова С. Я. Маршака, сказанные в статье «Маяковский — детям»: «В любой детской книжке — будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками,- Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьезен, как и в своей поэме «Хорошо!» или «Во весь голос». Он никогда не забывает, что его читатели — маленькие, всего по колено взрослому…Он беседует с ними о важных материях шутливо, ласково, уважительно…»
В стихотворении «Кем быть?» творческое отношение человека к своему долгу, гуманистическая направленность туда, активное приближение будущего составляют единое звено проблем. В любом мастерстве поэт находил то, что может показаться привлекательным и заманчивым деятельному человеку на шестом — седьмом году жизни.
Данным произведением Маяковский стремится воспитать у детей дошкольного возраста активное отношение к труду, к жизни. Он отлично понимал, что в своих играх дети учатся жить, чувствовать, думать и действовать. Эту возможность поиграть в различные Профессии, когда одно дело непрерывно сменяется другим, получает ребенок, читая стихотворение.
В каждой профессии поэт находит черты, привлекательные для ребенка и в тоже время раскрывающие ее специфику.
В творческом наследии Маяковского для детей воплощены нравственно-эстетические идеалы жизни советских людей. Он первый выступил с острополитическими произведениями для детей. В его стихах живет и действует хозяин страны, рожденный революцией. Поэтическая форма стихотворений многими чертами связана с творчески осмысленными традициями фольклора. Все эти черты обеспечили долгую жизнь стихотворениям Маяковского, написанным для детей.
Развитие детской поэзии немыслимо без освоения наследия Маяковскиого.
Детские произведения К. И. Чуковского и В. В. Маяковского. Краткое изложение текста