Диалог как средство раскрытия характера
В. Распутин «Женский разговор»
Художественная литература — явление многоплановое. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Только в литературе человек предстает «говорящим», чему принципиальное значение придал М. М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения — изображения, но и объект изображения».
О речи персонажа на уроке часто говорят мимоходом, как о чем-то второстепенном, не самом важном. Речевая характеристика может показаться недостаточно значимой, если подходить к ней формально. Но она позволит понять многое, если за речевыми особенностями того или иного героя мы увидим и самого героя, и отношение к нему автора.
Герой разговаривает, и особенности его словоупотребления, интонации, построения фразы дают читателю представление о темпераменте говорящего, о степени его образованности, о положении, возрасте, характере. Это и есть речевая характеристика образа персонажа, в которой, на наш взгляд, следует выделить следующие составляющие:
— эмоциональное состояние героев во время диалога;
— предмет разговора;
— цель разговора, перспектива на взаимопонимание;
— особенности речи ;
— место диалога в сюжете произведения.
Как через диалог и монолог раскрывается характер героя?
Иногда речь героя является главным средством раскрытия характера; тогда через диалог и монолог мы постигаем смысл образа персонажа и идейный пафос произведения в целом.
Примером такой работы может служить изучение рассказа В. Распутина «Женский разговор» на уроке в 11-м классе.
Образ русской женщины… Какой представляет ее классическая литература? Какие черты характера выводит на первый план и почему?
Задача на уроке: через рассказ Распутина «Женский разговор» осознать неиссякаемый потенциал нравственного опыта литературы, горизонтальных связей в искусстве — вписания авторского замысла в эпоху создания произведения, вертикальных связей — осознания жизни произведения в культурном процессе.
Работа над новым художественным явлением может стать более эффективной, если будет опираться на сквозное рассмотрение тем и проблем, взятых из уже пройденного материала.
Женский разговор… Неторопливый, задушевный, без суеты.
— Кто участники этого разговора в рассказе Распутина?
— В чем сопоставляет, а в чем противопоставляет их автор?
Удивительно, но подобный разговор старой женщины и молоденькой девушки уже состоялся. Вспомним знаменитый диалог Татьяны Лариной и ее няни Филиппьевны из третьей главы «Евгения Онегина».
— Не спится, няня: здесь так душно! Открой окно да сядь ко мне. — Что, Таня, что с тобой? — Мне скучно, Поговорим о старине.
Опишем эмоциональное состояние героини во время этого диалога. Чувства, настроение, отношение к происходящему героя проявляются через интонации. В письменно закрепленных высказываниях интонационный аспект речи передается опосредованно, в синтаксических конструкциях.
Как в тексте переданы взволнованность, смятение Татьяны?
«Не спится, няня: здесь так душно!»; «Ах, няня, няня, я тоскую»; «Я плакать, я рыдать готова!..»; «Мне тошно, милая моя…»; «Я не больна: // Я… знаешь, няня… влюблена».
— Как автор передает отношение няни к своей воспитаннице?
— Найдите в диалоге ключевое слово, ради которого и затеян весь разговор.
«Влюблена». Признаваясь няне в чувствах к Онегину, Татьяна впервые произносит это слово, оно крепнет в ней, придает ей уверенности, чтобы открыться в своей любви тому, кто стал ее избранником.
Возвращаясь к разговору Татьяны и няни, обратим внимание, что не все здесь так гладко, как кажется на первый взгляд, здесь присутствует элемент недопонимания участниками диалога друг друга. Роман тически настроенная барышня, какой рисуется Татьяна в третьей главе, и няня — немолодая крепостная женщина — говорят «на разных языках» и, употребляя одни и те же слова, вкладывают в них принципиально различное содержание. Употребляя слово «любовь» , Татьяна имеет в виду романтическое чувство девушки к ее избраннику. Няня же, как и большинство крестьянских девушек той поры, вышедшая замуж в 13 лет по приказу, конечно, ни о какой любви до брака не думала. Любовь для нее — это запретное чувство женщины к другому мужчине, измена мужу .
Ситуация социального и языкового конфликта в данном случае налицо.
В коротком рассказе няни — ее судьба, вся жизнь. Судьба Татьяны только начинает выстраиваться. Заканчивая работу над сценой разговора Татьяны с няней, определяем место данной сцены в сюжете всего романа, раскрываем ее значение в характеристике героини.
Татьяна Ларина… Татьяна — единственная цельная натура в романе Пушкина. Никакие внешние причины не меняют ее духовного склада, не касаются внутренней сути души, действительно русской, ибо она воплотила в себе духовные качества народа.
Писатели послепушкинской поры развили эту черту женского национального характера, показали ее в разные эпохи с разных сторон. Так появились «цельные натуры» героинь И. Тургенева, Катерины Кабановой А. Островского, Сони Мармеладовой Ф. Достоевского, Наташи Ростовой Л. Толстого…
— Каким должен быть диалог, чтобы участники его были поняты друг другом?
Вот что пишет В. Распутин в статье «Что в слове, что за словом?»: «Даже самая лучшая, самая правильная идеология страдает тем недостатком, что она разучилась говорить живым языком и что она говорит слишком громко. Эта доверительность разговора и этот живой язык есть у нас. Мы можем говорить о том же самом, придавая слову духовное значение и духовный смысл».
Для диалога очень важно быть понятым собеседником, поэтому духовный смысл и духовное значение слова для него определяющи.
— Можно назвать разговор Татьяны с няней доверительным? А разговор Натальи с внучкой Викой?
— В народе говорят: «На ошибках учатся…» Каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, проступки и подвиги. Возможен ли тогда диалог — обмен опытом между поколениями?
Тема разговора задана в самом названии рассказа. «Женский разговор» — это и обмен мнениями женщин, и раздумья о женской доле: о счастье, любви, смысле жизни.
Чтобы состоялась на уроке беседа о «Женском разговоре», необходимо выйти на соразмышление, сопереживание, вступить в диалог друг с другом: почувствовать ритм фразы, неторопливый, неспешный, а затем включиться в обсуждение, вдумываясь в слова героинь и формируя собственное мнение.
— «Затаенная какая-то девка, тихоомутная». Дайте психологическую характеристику Вики.
— «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит». Что определяет возраст человека?
— «И замолчали, каждая со своей правдой». Что такое правда и как ее можно узнать? Где тот срок, возраст, когда передают ее окружающим?
— Проследите от начала к концу рассказа, как меняется отношение Вики к разговору с бабушкой: от раздражения и нежелания вести беседу до интереса.
— Найдите те места в тексте, когда диалог прерывается. Подумайте, почему? Кто каждый раз возобновляет разговор?
Что так тянет девушку к бабушке?
— О чем ведется разговор? Если обобщить, то можно ответить так: о женском счастье.
Как стать счастливой? У бабушки и у внучки свое мнение.
Диалог как средство раскрытия характера