Диалог культур на уроке литературы
Все было встарь, все повторится снова, И сладок нам лишь узнаванья миг… О. Мандельштам
Миг узнаванья своего в чужом: своего ощущения — в чужом стихотворении, своего чувства — в чувстве героини чужой пьесы чужого века, своего восприятия мира — в чужой философии, своей невысказанной мысли — в словах чужого человека. В этот миг понимаешь, что чужого нет. Разъединение и отчуждение — приметы нашего времени; научить маленького человека соединению — пониманию — любви — может быть, в первую очередь для этого нужен сейчас урок литературы.
«Чтобы обнаружить свое собственное лицо, то есть найти свое жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни, — писал русский философ, педагог С. И. Гессен. — Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры… возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой…» ( Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995.
С. 211).
К сожалению, Чужой культурой для наших учеников — людей XXI века — является русская культура XVIII, XIX и большей части XX века. Чтобы ученик вступил в диалог с этой культурой, нужны серьезные усилия со стороны учителя, специальные методы и приемы работы. С нашей помощью ученик должен «чужое» знание сделать личностным. Для этого необходимо:
поставить себя на место человека того времени, живущего в атмосфере той эпохи, почувствовать это время; понять мысли автора, их актуальность, важность для того времени, когда произведение создавалось; «перевести» содержание произведения на язык своей культуры, увидеть актуальность поставленных автором проблем для своего времени, их общечеловеческое значение; осмыслить эстетическую форму произведения, ее неслучайность, органическую связь с содержанием; почувствовать обаяние старинного языка и стиля, насладиться их своеобразной красотой; получить творческий импульс, попробовать написать о своем, подражая стилю чужой эпохи; осознать единство культуры, через погружение в иную культуру лучше понять себя, свое время.
Как решить все эти задачи? Попробуем показать возможные варианты их решения на примере творческого зачета «Классицизм. Сентиментализм.
Роман тизм» в 9-м классе.
9-й класс — очень важный период в литературном образовании школьника. Ученик знакомится с культурными эпохами и направлениями, начиная с античности и заканчивая реализмом. Ориентироваться в этом сложном материале поможет творческое погружение в культурную атмосферу той или иной эпохи или направления. На творческом зачете ребята «предъявляют» свои знания в творческой форме, причем согласно с идеей личностно-ориентированного образования каждый выбирает ту форму, которая ему ближе и интересней.
Творческий зачет «Классицизм. Сентиментализм. Роман тизм» завершает тему «Литературные направления».
Девятиклассники познакомились с основными чертами классицизма, сентиментализма, романтизма не только в литературе, но и в архитектуре, живописи, музыке, узнали о стилистических особенностях этих литературных направлений, их идеях, конфликте, жанрах, героях. Зарубежный классицизм был представлен одной из комедий Мольера, русский классицизм — творчеством М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Из произведений сентиментализма подробно изучалась повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», и ребята, занимавшиеся по программе под редакцией В. Г. Маранцмана, конечно, вспомнили роман Гете «Страдания юного Вертера», с которым они познакомились в 8-м классе.
Описание событий в романах и других произведениях Байрона давало представление о зарубежном романтизме, К. Ф. Рылеева и В. А. Жуковского — о русском романтизме. «Южные поэмы» А. С. Пушкина, поэмы » Мцыри» и «Демон» Лермонтова, изучаемые ранее, также упоминались на уроках, посвященных романтизму. Опираясь на весь этот изученный материал, ученики приступают к подготовке к зачету.
Класс делится на три группы . Урок проходит в форме представления группами творческих заданий. Учитель лишь начинает и заканчивает урок, то есть создает эмоциональный настрой и проводит рефлексию в конце.
Во время урока он может задать вопрос, что-то прокомментировать, но в основном его функция лишь организаторская. Основная работа учителя — помочь группам подготовиться к творческому зачету.
Эпиграфом к уроку могут стать слова С. И. Гессена: «Образование человека есть путешествие. Это есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры… Цель образования — приобщение к мировой общечеловеческой культуре» (Указ. соч.
С. 216).
Расскажем о тех заданиях, которые получили ребята примерно за месяц до творческого зачета.
1. Снять фрагмент видеофильма: первая группа — «Петербургский классицизм», вторая группа — «Петербургский сентиментализм», третья группа — «Петербургский романтизм». Затем монтируется небольшой видеофильм . Разумеется, сценарий фильма подробно обсуждается с учениками. Стихи поэтов XVIII века о нашем городе сопровождает видеоряд парадного Петербурга — центра города, затем — сентиментальная Прогулка по Павловскому парку с томиком Ричардсона и далее — одинокое блуждание по городу, грустный взгляд на панораму Финского залива.
Это задание помогает школьникам понять, что мы живем в городе, где культура прошлого соединяется с культурой настоящего, где искусство может помочь нам погрузиться в то душевное состояние, к которому мы стремимся в данный момент.
2. Сделать фотографический портрет в стиле своего литературного направления. Это задание еще раз обращает девятиклассников к живописи классицизма, сентиментализма, романтизма, дает возможность понять, как представлен человек в портретах разных направлений. Что подчеркивается в его выражении лица, одежде, какие аксессуары выбирает Художник, случаен ли фон картины.
Ребята очень любят это задание, они старательно подбирают наряды, делают прически, таким образом как бы примеряют на себя ушедшую эпоху.
3. Подготовить мини-композицию по стихам: первая группа — Байрона, вторая группа — К. Ф. Рылеева, третья группа — В. А. Жуковского. Стихи в мини-композиции должны быть объединены одной темой или выбраны по какому-нибудь иному принципу, который должен быть отражен в названии. Желательно подобрать к стихам музыку и продумать режиссуру своего выступления. Интересно, что все группы выбрали одну тему — тему любви. И тогда мы смогли обратить внимание на то, как по-разному раскрывается человек не только в рамках разных литературных направлений, но даже в рамках одного литературного направления, более того — одной темы.
В этом задании очень важно, что ученики самостоятельно выбирают стихи, глубже знакомясь в процессе выбора с творчеством поэта, кроме того, произведения для программного изучения выбирают взрослые, руководствуясь разными мотивами, но только не вкусами ребят. Ни в коем случае не хочется с этим спорить, но иногда нужно предоставить право выбора и самим ребятам, тем более что стихи они учат наизусть, а учить наизусть хочется только то, что действительно нравится.
4. Поставить небольшой отрывок из произведения «своего» литературного направления. Безусловно, в этом задании требуется существенная помощь учителя, начиная от выбора отрывка, репетиций и заканчивая костюмами. Выбор произведений в первую очередь зависит от нашего «актерского состава». Если в классе мало сценически одаренных детей, можно ограничиться монологами из пьес, если же, напротив, желающих участвовать в сценках много, можно выбрать отрывки, в которых задействовано много персонажей. Мы выбрали сцену из «Недоросля» Д. И. Фонвизина, в которой Митрофанушка произносит свое знаменитое: «Не хочу учиться, хочу жениться».
В процессе репетиций мы поняли, что в этой сцене не нужны костюмы, она звучит абсолютно современно. Митрофанушка — современный разгильдяй, наглый и глупый, вконец избалованный еще более наглой мамашей, считающей, что важнее денег ничего в жизни нет. Оба они ни в грош не ставят учителя, который, из последних сил сохраняя достоинство, пытается хоть чему-то научить великовозрастного оболтуса.
Митрофанушка появляется на сцене с плеером в ушах и жевательной резинкой во рту; Простакова, модно одетая и ухоженная, уже не вяжет кошелек, а прихорашивается перед зеркалом. Конечно, это далеко не новый прием и в какой-то степени опасный: нужно быть очень осторожными в обращении с классикой, но мы старались во всем соблюсти меру. Очень порадовала, правда, и огорчила фраза одного ученика, в чем-то напоминающего Митрофанушку: «Я не понял, это что, сейчас написано?» Пьесу он, разумеется, не прочитал, но как же современен Фонвизин!
Смешно и узнаваемо звучала перепалка простодушных и грубоватых Шарлоты и Матюрины из мольеровского «Дон Жуана», ведь на них обеих «сеньор обещал жениться», и совсем несовременно изъяснялись влюбленные у Карамзина: Наталья — боярская дочь и Алексей. Зато зрители сразу же поняли, что это произведение сентиментализма. И, наконец, слушая монолог Арбенина из драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад», ученики нашли в нем все отличительные признаки монолога романтического героя.
Перед тем как ребята покажут приготовленные сценки, просим одного из учеников , изучив репертуар московских и санкт-петербургских театров, рассказать, какие произведения интересующих нас литературных направлений идут на современной сцене и поразмышлять над тем, почему именно эти произведения выбрали современные режиссеры, какие актуальные для нас проблемы были поставлены их авторами.
5. Написать произведение — подражание в стиле классицизма, сентиментализма, романтизма .
Вот пример такого подражания.
Пародия на сентиментализм
Разбилась чашка — безутешно Над ней с утра рыдаю я. О милый друг, о друг сердешный, Какие были мы друзья!
Я вспоминаю цвет, и ручку, И блюдца трепетный овал, Как папа, получив получку, В нее мне пепси наливал.
Я плачу день, рыдаю вечер, И льются слезы без конца, В тьму безутешности повержен, Теряю в весе, спал с лица!
О чашка, милая, родная! Тебя навек мне не забыть! Пусть купят новую, но знаю — Я не смогу ее любить… Михаил Гусев
Истинное искусство всегда вызывает творческий отклик. Конечно, не все могут написать остроумную пародию или серьезную оду, но несколько четверостиший, письмо-стилизация или миниатюра доступны практически каждому. К тому же творческий зачет предполагает распределение заданий между всеми членами группы, то есть каждый выбирает то, что ему больше нравится, что у него лучше получается.
На уроке девятиклассники наглядно убедились, как вступают в диалог различные виды искусства: архитектура, музыка, живопись, литература, театр; как взаимодействует в едином пространстве культура настоящего и прошлого; как происходит в нашем сознании диалог культур.
В заключение творческого зачета необходимо побеседовать с ребятами, чтобы и для них, и для нас стало понятно, что дал им этот урок в плане литературного развития. Обратимся к ученикам с вопросом. Конец XVIII — начало XIX века — время, когда все три литературных направления существовали одновременно. Представьте себя поэтом, писателем или художником этого времени.
В каком направлении вы бы творили? Интересно, что большинство ребят выбрали сентиментализм. Классицизм отпугнул «правилами», романтизм — трагедией.
Современные Дети выбрали чувство: искренность, нежность, сердечность, правда, отвергнув чрезмерную слезливость и слащавость.
И последний вопрос: что дало вам, людям XXI века, знакомство с классицизмом, сентиментализмом, романтизмом? Какие мысли, идеи, образы, показались вам интересными, запомнились, стали частью вашего внутреннего мира? Что дало вам изучение этих литературных направлений?
На этот вопрос ребята могут ответить письменно дома.
Завершая урок, процитируем строчки юной Марины Цветаевой из стихотворения «К Байрону»:
Я думаю о полутемной зале, О бархате, склоненном к кружевам, О всех стихах, какие бы сказали Вы мне, я Вам.
Я думаю еще о горстке пыли, Оставшейся от Ваших губ и глаз, О всех глазах, которые в могиле, О них, о нас.
Искусство соединяет прошлое, настоящее и будущее. Диалог с культурой прошлого помогает человеку лучше понять себя настоящего.
Диалог культур на уроке литературы