«Дочь Славы» поэма Яна Коллара
Ян Коллар (Ján Kollár. 1793-1852) — поэт чешского и словацкого народов, родился в семье сельского старосты в Словакии. Окончив Йенский университет, он стал пастором словацкой евангелической общины в Будапеште. Последние годы жизни поэт провел в Вене, где получил место профессора славянской археологии. Коллар жил в эпоху чешского и словацкого национального возрождения, когда правящие круги Австрийской империи подавляли национально-освободительное движение в стране. Поэт одним из первых бесстрашно поднял свой голос в защиту прав чешского и словацкого народов.
Его стихотворения полны любви к порабощенной родине, проникнуты верой в родной народ. Путь к освобождению Чехии и Словакии Коллар видел в объединении всех славянских народов во главе с великим русским народом. Идея дружбы славянских народов, которой проникнуто творчество поэта, особенно глубоко прозвучала в поэме «Дочь Славы» и впоследствии была разработана в теоретическом труде «О литературных связях славянских народов» (1836). Идея славянского единства неотделима в творчестве Коллара от гуманистических идеалов писателя, который выступал против всякого угнетения одних народов другими. Имя Коллара известно далеко за пределами родины: с его творчеством был знаком Н. Г. Чернышевский, гордостью славянской поэзии считали Коллара А. Мицкевич и Т. Шевченко.
Дочь Славы (Slávy dcera. 1824-1832) — поэма, ставшая событием в чешской литературе и общественно-политической жизни того времени. Над этим произведением поэт работал с 1824 по 1832 гг. В первой песне поэмы — «Сала» — перед читателем возникает поэтический образ дочери богини Славы; этот образ является символом глубокой любви писателя к угнетенным славянским народам. Размышления Коллара об исторических судьбах славянских народов тесно переплетаются с лирической любовной темой. В следующих двух песнях — «Лаба, Рейн, Влтава» и «Дунай» — поэт рассказывает о своей многострадальной родине, о трагической судьбе полабских славян, почти полностью уничтоженных завоевателями, о великих идеях Гуса, о златоглавой Москве. В двух последних песнях — «Лета» и «Ахерон» — автор рисует аллегорические картины рая и ада, используя этот художественный прием для того, чтобы воспеть лучших сынов славянских народов и заклеймить их врагов и поработителей. Это произведение, проникнутое высокими патриотическими и гуманистическими идеалами, вошло в золотой фонд литературы Чехословакии.
Произведения
Дочь Славы: Лиро-эпическая поэма в пяти спевах с предспевом Пер., ист.-лит. очерк и коммент. Н. В. Водовозова. — Уч. зап. МГПИ им. В. И. Белинского, 1967, № 287, с. 9-424; [Фрагменты из поэмы]. — В кн.: Европейская поэзия XIX века, М., 1977, с.723-725; Сто сонетов Предисл. и примеч. А. Зайцевой. — М.: Худож. лит., 1973. — 245 с. Básně. — Praha: Českosl. spis., 1952. — 511 s.; Básně Medailon o aut. naps. М. Otruba. — Praha: Českosl. spis., 1981. — 314 s.
Литература
Зайцева А. А. О некоторых особенностях метода и стиля поэмы Яна Коллара «Дочь Славы». — Уч. зап. Ин-та славяноведения, т. 21, М., 1960, с. 188-231; Лаптева Л. П. Ян Коллар в русской дореволюционной литературе. — В кн.: Развитие капитализма и национальные движения в славянских странах, М., 1970, c. 292-309. Legenda o vel’kom Slovanovi: Život a dielo Jána Kollára v dokumentoch. — Martin: Osvěta, 1974. — 236 s.; Mráz A. Ján Kollár: Literárná studia. — Bratislava: Slov. spis., 1952, — 120 s.
«Дочь Славы» поэма Яна Коллара