«Дома», анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ «Дома» был написан 1887 г. и напечатан в журнале «Новое время». Произведение вызвало восхищение критиков, Толстой отнес его к рассказам «1-го сорта».
Литературное направление, жанр
«Дома» — реалистический психологический рассказ, обнаруживающий понимание Чеховым человеческой души вообще и души ребенка в частности.
Проблематика
Самая важная проблема рассказа — проблема воспитания. Прокурор Быковский не считает курение собственным недостатком и опасностью для сына, но обещает гувернантке поговорить с мальчиком. Логические доводы не приносят результата.
Интуитивно отец находит способ поразить мальчика, так что тот решает не курить.
Близка к первой проблема отцов и детей. Они говорят на разных языках: «При внимательном наблюдении, взрослому Сережа мог показаться ненормальным».
Третья проблема не может быть решена симпатичным героем прокурором Быковским: «Чем непонятнее зло, тем ожесточеннее и грубее борются с ним». Быковский осуждает директора своей гимназии, который считал курение преступным и исключал курильщиков. Не случайно Чехов сделал своего героя прокурором, обвинителем преступников.
Еще одна проблема рассказа — свобода и несвобода личности. Быковский и его маленький сын внутренне свободны. Они живут без страха и чувства вины.
Именно это дает им возможность рассуждать и выбирать . Не так ведет себя гувернантка. Сама она не смогла объяснить мальчику, почему нельзя курить, из-за страха перед этим явлением.
Герои рассказа
Главный герой — прокурор Евгений Петрович Быковский, человек умный и рассудительный. Его глубокие размышления о сыне, о воспитании, о преступлении и наказании — всего лишь приятный домашний отдых. Быковский свободен от казенного мышления. Его не пугает курение сына так, как оно напугало гувернантку.
Быковский рассуждает здраво. Он понимает, что страхи гувернантки небеспочвенны. При этом прокурор не хочет переносить свои профессиональные приемы обвинителя на домашнюю жизнь. Он задает Сереже вопросы и внимательно слушает ответы, даже ловит сына на лжи.
Но ни одно из его доказательств не достигает цели.
Семилетний Сережа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что папа накажет его за проступок. Как и Быковский, Сережа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская.
Ребенок не приемлет казенности и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочиненная отцом.
В рассказе важна роль гувернантки. С одной стороны, она заменяет мать в воспитании ребенка. С другой, гувернантка — это начало всей казенной школы, которую так ненавидел Чехов.
Сюжет и композиция
События рассказа занимают один вечер. У них есть звуковой фон. Когда Быковский приходит в кабинет, он слышит игру в 4 руки и шаги человека, который «о чем-то мучительно думал или же страдал зубною болью».
После окончания разговора отца с сыном гаммы уже не играют, но шаги еще слышны, как будто беседа не смогла разрешить мучительных раздумий.
Весь разговор построен как диалог, прерывающийся размышлениями Быковского или мальчика. Каждый новый довод прокурор начинает с мысли: «Что я ему скажу?»
Попытка объяснить, что такое собственность, подделываясь под язык ребенка, потерпела поражение, потому что Сережа задумался, из чего делается клей. Рассказ о дяде Игнатии, который курил и умер от чахотки, наводит мальчика на печальные мысли об умершей маме. Эти рассуждения Чехов передает детским языком: «Смерть уносит на тот свет матерей и дядей, а их дети и скрипки остаются на земле».
Отец понимает, что логики и морали недостаточно, необходимо чувствовать заодно с ребенком. Быковский сдается, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Сережу лучше всяких доводов.
Стилевые особенности
Детали портрета мальчика оживляют его образ: «Тщедушный, белолицый, хрупкий», при этом нежный и мягкий. Сережа не говорит, а пропевает слова.
Психология героев раскрывается благодаря чередованию диалогов, внутренних монологов прокурора и произнесенных монологов Сережи, а также несобственно-прямой речи героев.
«Дома», анализ рассказа Чехова