Драма М. Старицкого «Участь»
Кроме пьес о селе, М. Старицкий написал ряд драматических произведений из жизни интеллигенции, виднейшим из которых является драма «Участь». Тему ее определил сам автор, указав, что это «драма из побитых малорусских актеров». Речь идет в ней о трагической судьбе талантливой украинской актрисы в условиях Русской империи.
Прототипом образа главной героини Марии Лучицкой была гениальная украинская актриса Мария Заньковецкая. Это человек не только чрезвычайно одаренный, а и сознательной высокой просветительской роли театрального искусства. «Сие дело высокое и чистое: оно наставляет на ум людей, проводит высокие мысли…», — вот за что, прежде всего, ценит Лучицкая театр. И она всей душой отдается делу всей жизни. Талантливую актрису, как и саму Занковецкую, переманивали в известнейшие русские театры, только она не смогла предать родную землю, родное слово, искусство.
Великой артисткой восхищается публика, ее любят коллеги, преданные делу украинского театра. Так, актер Малисницкий, который понял настоящую сущность Квитки, которого любит Лучицкая, предостерегает ее от неосмотрительного решения покинуть театр. Болея и за личную судьбу актрисы, и за судьбу таланта, который так нужен Украине, он призывает ее остаться, так как тогда «святое искусство пойдет к бесу, и его постигнет плохая участь, замрет высокая душа, а Украина снова сиротой останется!» И в тогдашнем обществе, среди высших сословий, помещиков, дворянства на театр бытовал взгляд как на что-то не достойное порядочного человека, особенно женщины.
Такое отношение стало личной трагедией Лучицкой.
Она искренне, по-настоящему полюбила Квитку — «барича из богатой фамилии в Малороссии», — как отмечает драматург. Он также любит волшебную женщину, талантливую артистку, но над ним тяготеют господские взгляды на искусство театра, на артистов. Он оглядывается на свое дворянское сословие, и, хотя взрослый уже, зависит от матери — да и не только материально. «Мама меня любит…».
Поженившись с Квиткой , Лучицкая ощутила всю несправедливость, унизительное положение художника в тогдашнем обществе. Мать Квитки всячески пренебрегает ею, ставит в укор, что «высшее общество» отвернулось от Квитки: «С нами ведь знались все люди именитые, ну, а теперь и оскорбились на Антуана, что унизил себя перед ними: у всякого ведь семья есть — у кого жена, у кого сестра, у кого дочь… ну, а здесь такое!» Для Елены Николаевны Лучицкая только «актриса поганая». Да и сам Квитка остыл к ней, так как с ним «и кланяться перестали». Прицепившись к письму от суфлера Лемишки, он грубо обижает Марию: «обманула в расчетах… Что же?
Вы здесь не пленница… насиловать Вас не будем!». Обратите внимание на язык Квитки: он здесь переходит на русский. Случайно ли это? Лучицкая снова возвращается на сцену, где ее восторженно встречает прогрессивная молодежь: «От всех украинцев-товарищей поздравляю наше солнце, которое взошло и осветило славой родной край!».
Характерно, что с таким же почетом и уважением обращаются к великой артистке и студенты-россияне.
Но Лучицкая все же любит Квитку. Она тяжело заболела. Ко всему добавились закулисные интриги. Сердце не выдержало, и Лучицкая умирает.
Понятно, что герои пьес » Не судилось » и «Участь» — люди разные, разных сословий, разные по уровню образования и т. п. Сопоставьте сугубо человеческие черты Михаила и Квитки, Екатерины Дзвонаривны и Марии Лучицкой. Что общего и отличного в их характерах, в трагической истории любви? В чем причина трагедии героев? Отметьте при этом и социальные, и психологические причины. Определите главную мысль произведения.
Дома, кроме рассмотренных выше пьес, прочитайте историческую драму «Оборона Буши».
Драма М. Старицкого «Участь»