Драматургия Симеона Полоцкого
К 1672 г. относится создание придворного театра, просуществовавшего четыре года, до смерти Алексея Михайловича (1676 г.). Первым руководителем театра был пастор Грегори, умерший в 1675 г., его продолжателями — Гюбнер и затем Чижинский. Вначале представления шли на немецком языке, так как труппа состояла из иностранцев; в 1673 г. создается русский коллектив актеров, в репертуар которого вошли как оригинальные, так и переводные пьесы, подвергавшиеся переработке. Русская труппа насчитывала от 26 до 70 человек (состав ее менялся от спектакля к спектаклю) и состояла, в основном, из юношей и подростков, которые называли себя «неискусными и несмышлеными отрочатами», а свое участие в спектаклях — «детским действием». Материальное положение их было незавидным. Первые спектакли московского придворного театра давались в трех помещениях: в доме боярина Милославского, в «комедийной хоромине» в селе Преображенском и в дворцовой палате над аптекой.
В придворном театре были поставлены комедия о Есфири или «Артаксерксово действо», комедии об Адаме и Еве, об Иосифе, о Егории, о Давиде с Голиафом, о Бахусе с Венусом, комедия о Юдифи, о Товии, о Баязете и Тамерлане. Несмотря на связь большинства пьес с библейской тематикой, они имели публицистический характер и тесно соприкасались с современной действительностью. Так, например, иносказательный политический смысл имела комедия «О Баязете и Тамерлане» или «Темир-Аксаково действо», единственная из пьес театра со светским сюжетом. Здесь действуют два героя — защитник христиан Тамерлан и его противник, предводитель турок Баязет, напавший на Византию и изображенный настоящим злодеем. В пьесе много батальных сцен, упоминаются «град и стреляные, гранаты и ракеты огненные». Зрителями все это связывалось с текущим моментом, когда Русь вела войну с Турцией за Азов.
«Темир-Аксаково действо» было написано по мотивам трагедии Марло «Тамерлан Великий». К числу пьес оригинальных, не переводных, по мнению В. Н. Всеволодского-Гернгросса, следует отнести комедии «Об Адаме и Еве» и «Об Иосифе», написанные чистым русским языком. Автором их мог быть, считает этот исследователь, Стефан Чижинский.
Заметная роль в культурной жизни многих стран принадлежит школьному театру, создание которого на Руси осуществлено Симеоном Полоцким. Возникнув в Западной Европе еще в XII в., школьный театр использовался церковными деятелями, в первую очередь иезуитами, в целях воспитания юношества. С XVI в. школьный театр получает распространение на Украине и в Белоруссии, а со второй половины XVII столетия — в Москве. Здесь в Заиконоспасской школе, где преподавал Полоцкий, и шли представления. «Появление школьного театра на Руси — пишет В. Н. Всеволодский — было связано с развитием школьного дела в целом. Именно в XVII в. оказалась несостоятельной прежняя система образования, которая ограничивалась чтением и заучиванием библейских текстов и молитв. Русская церковь тогда нуждалась в духовенстве, которое было бы в состоянии идеологически противостоять экспансии католической церкви, особенно иезуитам. Кроме того, в духовных школах в XVIII в. до учреждения светских учебных заведений обучались дети дворян. Так, например, в конце XVII и начале XVIII в. среди учеников Московской славяно-греко-латинской академии насчитывалось немало дворян, которые особенно ощущали потребность в образовании. Поступая в академию, они, естественно, не собирались посвятить себя служению культу. В связи с этим новые школы должны были иметь широкие, разносторонние учебные планы и программы.
Оставаясь в ведении церкви и официально ставя перед собой задачи религиозной пропаганды, школьный театр сразу же стал обслуживать потребности правительства, двора и феодальной знати. Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях».
Типичными пьесами школьного театра были комедии о Блудном сыне и о царе Навуходоносоре, принадлежавшие перу Симеона Полоцкого, но прежде чем о них говорить, остановимся более подробно на жизненном и творческом пути писателя.
Драматургия Симеона Полоцкого