Эпистолярное наследие (пример изложения на уроке)
Эпистолярное наследие — важный источник изучения жизненного и творческого пути писателя, раскрытие мировоззренческих позиций художника. Письма классиков литературы часто не уступают завершенным произведениям искусства. Это казна мыслей, чувств или и тайн писателя, как-то переписка О. де Бальзака с Э. Ганской, И.
Тургенєва с Т. Виардо, письма А. Пушкина, Й.
-В. Гете, Н.
Гумилева. Использование эпистолярия — сложная и ответственная задача, которая нуждается в тщательной подготовке и особом такте. Прежде всего, нужно выяснить: 1) какие именно письма писателя нужно использовать на этом уроке; 2) какие отрывки из них имеют наибольшее образовательно-воспитательное значение; 3) как наиболее эффективно подать подобранный материал. Проследим развитие мировоззрения В. Гюго за письмами и дневниковыми записями. Четырнадцатилетний Виктор пишет матери: «Графине Гюго, в Тионвиль, 23 мая 1814 года.
Дорогая мамочка, без тебя всем грустно. Мы зачастую наведываемся к господину Фуше, как ты нам советовала. Он предложил нам, чтобы мы с его сыновьями учились у их учителей; мы поблагодарили его. Каждое утро мы занимаемся латынью и математикой…
Господин Фуше был таким любезным, что повел нас в музей. Возвращайся быстрее. Без тебя мы не знаем, что делать и что говорить, совсем растерялись. Постоянно думаем о тебе. Мамочка! Мама! С уважением, твой сын Виктор».
Это письмо может быть использовано на уроке с воспитательной целью. А следующее (написанное В.
Гюго 17 июля 1870 г.) даст возможность учителю глубже проанализировать проблему «писатель и война»: «Три дня тому назад, тогда, когда я сажала в своем саду в » Отвиль-Хаузи» дуб Объединенных Штатов Европы, в Европе вспыхнула война, а принцип непогрешимости папы засиял в Риме. Через сто лет не будет больше войн, не будет папы, а дуб станет исполинским». Из предсказаний писателя сбылось лишь последнее — дуб-красавец радует глаз. От биографии он отличается исходной точкой зрения: писатель сам оценивает прожитое, подбирает из событий те, которые считает важнейшими для рассказа. Цель автобиографии — изложить концепцию собственной жизни. Поэтому этот материал имеет значительное образовательно-воспитательное значение: на уроке словно звучит голос самого писателя, его рассказ о времени, о себе и своем творчестве.
Важно подобрать наиболее эффективные приемы применения этого материала. Среди них — использование полного текста автобиографии. Его зачитывает вслух Учитель
или несколько учеников, заранее подготовленных. Чтение может сопровождаться музыкой, устраивается выставка книг писателя, «галерея» его портретов и т.
П. Но чаще всего выделяют отдельные фрагменты автобиографии для иллюстрирования определенных моментов жизни или творчества писателя. Подобранные отрывки Учитель
может зачитать из книги, выучить наизусть или записать на карточки (плакат). Автобиографические анкеты как краткий источник информации о жизни писателя целесообразно использовать, когда нужно остановиться на ключевых моментах его творчества и перейти непосредственно к изучению отдельных произведений. Приводим образец автобиографической анкеты: 1.
Имя, отчество, фамилия. Год, месяц и день рождения. Место рождения.
Звание и образование 2. Время и место печати первого произведения. Его название. 3. Первая книга.
Название, год и место издания. 4. Перечень изданных книг. 5. Сотрудничество с журналами, газетами, альманахами. 6. Критика (самые весомые статьи, рецензии).
7. Писатели, которые оказали наибольшее влияние.
8. Кредо. Работа с анкетой вырабатывает у школьников навыки выделять важнейшее в жизни и творчестве писателя. Автобиографические произведения есть у М. Булгакова, А. Блока, И. Бунина, Дж.
Байрона, Дж. Лондона, Марка Твена, Б.
Нушича, А. Сент-Экзюпери, Ч.
Диккенса и многих других писателей.
Эпистолярное наследие (пример изложения на уроке)