Эстетические воззрения Г. Флобера
С именем Гюстава Флобера неразрывно связано создание «объективной манеры» повествования в реалистической литературе. Эстетическая концепция писателя не возникла на пустом месте. Она явилась определенным итогом развития эстетической мысли и художественной практики XIX в.
Рассуждения Флобера об «истинном искусстве» опирались на своеобразно понятую им концепцию природы в философии Спинозы и на популярную в его время философию позитивизма. Поэтому исповедуемая писателем «объективная манера» повествования базировалась, с одной стороны, на спокойной и вечной мудрости природы, с другой — на науке.
В то же время «объективная манера» Флобера стала и средоточием главного противоречия в его творчестве. Сближая художественное творчество с наукой, писатель, в отличие от позитивистов, не сводил научное знание к фактографии, а искусство — к фотографии действительности. Ни в коей мере не идеализируя возможности науки в духовном развитии человечества, он не питал иллюзий и относительно искусства, как универсального средства духовности.
Искусство, по мнению Флобера, — «не более серьезная вещь, чем игра в кости», хотя сам «играл» он в эту игру столь серьезно, что опасался погибнуть, подобно своей героине Эмме Бовари, от «настоящего вкуса мышьяка».
Флобер отказывался от деления объектов художественного изображения на «возвышенные» и «низменные». Он считал, что самый пошлый материал под пером талантливого художника излучает красоту, ибо в искусстве эстетический идеал не имеет ничего общего с идеалом этическим. На этой основе Флобер и строит концепцию «безличного творчества» и «авторского бесстрастия».
В художественном мире, созданном Флобером, царит кажущееся бесстрастие. Писатель сознательно старается избежать в своих произведениях прямых оценок, и сатирическая тональность в них скорее исключение, чем правило. Флобер как бы скрывается за своими героями, и буржуазная действительность характеризуется писателем по мере «освоения ее героем» без описаний и рассуждений, содержащих авторскую оценку.
Эстетические принципы Флобера наиболее полно могли быть реализованы только в «буржуазном сюжете», который отражал реальную писателю действительность. «Буржуазный сюжет», к которому Флобер всю жизнь питал брезгливое отвращение, порождал в нем самом болезненное ощущение раздвоенности. С одной стороны, он почти физически страдал, изучая и моделируя этот «сюжет». «Я ощущаю боль, от которой почти теряю сознание», — признавался писатель. С другой стороны, он сам творил этот сюжет, увековечивая мир «цвета плесени».
Отсюда и пресловутая «флоберизация» героев: «слияние автора и персонажа вследствие объективизма и отождествления правдивости с «буржуазным сюжетом». Флобер писал: «Меня увлекают, преследуют мои воображаемые персонажи, вернее, я сам перевоплощаюсь в них. Когда я описывал отравление Эммы Бовари, у меня во рту был настоящий вкус мышьяка».
Главный герой романа Флобера «Воспитание чувств» — ничтожный, бездеятельный, пошлый Фредерик Моро — вызывает у читателя определенное сочувствие. Все дело в этой самой «флоберизации героя». Да, «женственный» Фредерик Моро далеко не борец за справедливость и не аристократ духа.
Но на фоне деловых, целеустремленных, готовых с потрохами «продать Францию», а заодно и весь «род человеческий, чтобы спасти свое богатство», обуржуазившихся аристократов салона Дамбрезов, он явно выигрывает, поднимаясь над «гнусностью» завсегдатаев самых изысканных салонов Парижа.
Эстетические воззрения Г. Флобера