Евгений Маймин о романе «Воскресение»
Есть что-то знаменательное в том, что последний Роман Толстого, «Воскресение», — роман, в котором Толстой осветил с новой точки зрения всю русскую действительность и все общественное и государственное устройство России, — был также последним, как бы завершающим романом всей русской литературы ХIХ века. И дело тут не в одной хронологии . Своим последним романом Толстой, конечно, по-своему, ответил на общедемократические требования создания в России общественного романа.
Роман а, основанного на новых началах, с обращением к народной жизни и к герою из народа.
Демократическая мысль создала в пореформенную эпоху цельную и глубоко продуманную программу нового общественного романа. Эта программа в основе своей носила революционный характер и связана была с отрицанием старого, традиционного романа. Щедрин, один из поборников общественного романа, видит «ограниченность круга правды» старого романа в том, что он основывался на мотивах семейственности и любви, которые в изменившихся жизненных обстоятельствах, в предреволюционную эпоху, не то что исчезают вовсе, но изменяют свое содержание и значение и в известной мере отходят на задний план. «Мне кажется, — пишет Щедрин в «Господах ташкентцах», — что роман утратил свою прежнюю почву с тех пор, как семейственность и все, что принадлежит к ней, начинает изменять свой характер»
Евгений Маймин о романе «Воскресение»