Фет — тончайший лирик русской природы
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
А. А. Фет
У Тютчева природа впервые предстала как загадка, мучительный вопрос для души, а Фет находит в природе, в ее непосредственности и естественности, разрешение всех вопросов. Для него зримая сторона всех явлений, пейзаж, дождь, ветер, море — это и есть подлинная сущность природы, ее светлая тайна.
Как и Тютчев, Фет — певец ночи, но не темного хаоса, противостоящего дню, а другой стороны мироздания, осветленного, освященного мириадами звезд. «Сияла ночь» — типично фетовское выражение, его стихи полны именно трепетных ночных сияний, звездных и лунных:
Выйдем с тобой побродитьВ лунном сиянии! Долго ли душу томитьВ темном молчании! Пруд — как блестящая сталь;Травы в рыдании;Мельница, речка и даль — В лунном сиянии.
Особенно тонко чувствует поэт приближение наступающего утра. Новый день таит в себе новые тревоги и сомнения, но краткий миг перед восходом солнца наполняет сердце благодатью и покоем: «Солнца еще не видать, а на душе благодать».
Горячей, подлинной радостью наполнено для поэта Утро — время встречи с любимой, время радостного пробуждения леса, деревьев, птиц:
Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светомПо листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой…
Самый частый эпитет, который использует Фет для явлений природы — «трепещущий», «дрожащий». «Трепетно светит луна», «хор светил дрожал», «и листья, и звезды трепещут» — в этом всеобщем трепете жизни, сливаясь с ним каждой жилкой, участвует и лирический герой: «Я слышу биение сердца, и трепет в руках и ногах…» Степень растворения человека в природе у Фета — максимальная, это — захватывающее и пронзительное чувство единства. Близость к природе тесно связана с любовными переживаниями .
Значительное место у Фета занимают образы птиц . Но особую нежность поэт испытывает к ласточкам, чей стремительный полет сравнивает со взлетами человеческой мысли:
И снова то же дерзновеньеИ та же темная струя, — Не таково ли вдохновеньеИ человеческого я?
Поэту близко все гибкое, нежное, летучее — природа предстает в отблесках, тенях, отражениях, переливах красок. Это сближает лирику Фета с живописью. В его стихах живут и растут простые и прелестные цветы русских лесов и полей — маки, ландыши, колокольчики, кувшинки. Поэт сравнивает хрупкий стебелек ландыша в прелестной расцветающей девушкой:
О первый ландыш! Из-под снегаТы просишь солнечных лучей;Какая девственная негаВ душистой чистоте твоей!
Фет любит природу в разное время года — и весной, когда все оживает и расцветает, и осенью, когда «задрожали листы, облетая», и зимой «в мороз трескучий».
У него есть стихотворный цикл, который так и называется — «Снега», где все проникнуто белизной и морозной свежестью русской зимы:
Не колючий, светло-синийПо ветвям развешен иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватыйСвежей, белой, пухлой ватойВсе убрал кусты.
Но природа у Фета — не просто пейзаж, не внешний фон, на котором разворачивается лирический сюжет. Это — атмосфера, разлитая внутри человека и вокруг него.
В своей лирике Афанасий Фет одухотворяет природу, и она становится частью его внутреннего мира, вторым «я» лирического героя:
Нет, никогда нежней и бестелеснейТвой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.
Фет — тончайший лирик русской природы