Философия В. Шоу и его теория «жизненной силы»
Недавний безбожник, гордившийся своим атеизмом, Шоу создал из обрывков разных идеалистических систем некую теорию «жизненной силы». Сильнее всего на него повлиял немецкий философ-идеалист Шопенгауэр с его теорией «мировой воли». «Мировую волю» Шопенгауэра он заменил «жизненной силой», заложенной в людях и природе. «Жизненная сила» непрерывно стремится к прогрессу, к совершенству и попутно видоизменяет мир. Особенно проявляется она в естественном отборе, в возникновении новых поколений. Человечество и его судьба должны измениться к лучшему не путем социальных переворотов, а путем естественного отбора, физического и морального улучшения. На смену современным людям придут сверхчеловеки, способные построить справедливое и счастливое общество. В понятие «сверхчеловек» Шоу не вкладывал ничего ницшеанского, хотя и заимствовал эту терминологию у Ницше. Сверхчеловек в понимании Шоу — гуманист, морально уже готовый для восприятия и построения социалистического общества.
Теория Шоу тесно переплетается с его фабианством. Характерно, что Шоу никогда не ставит «жизненную силу» вне человека. Он считает ее свойством, присущим самой материи. Стороннику «жизненной силы» ничего не оставалось делать, как ожидать постепенного переустройства мира, прихода благородных сверхчеловеков. В философской концепции Шоу очень большое место отведено женщине. Женщина является носительницей «жизненной силы», так как она в муках рождает и выращивает новые поколения и, следовательно, служит таинственной цели появления сверхчеловека.
Свою новоявленную теорию Шоу попытался развить в философской комедии «Человек и
Человек», в сущности, комедия о буржуазной барышне, занятой ловлей жениха. Но она служит великой цели рождения сверхчеловека. Она инстинктивно ищет мужа, который будет наилучшим отцом для ее будущих детей. Недаром она снится герою пьесы с воинственным криком на устах: «Отца для сверхчеловека!» Этим героем и отцом будущего Сверхчеловека является Джон Тендер, «социалист», который, женившись, превращается в мирного парламентского деятеля. Само его имя представляет видоизмененное «Жуан Тенорио», имя знаменитого Дон Жуана, героя многих драм и поэм. Шоу в свойственной ему парадоксальной манере превращает Дон Жуана из соблазнителя в соблазняемую и преследуемую жертву.
Шоу послал эту пьесу Л. Н. Толстому, которого считал главой всей современной литературы. Толстому пьеса не понравилась. Л. Н. Толстой пишет: «Мне не нравится Ваша манера, шутя рассуждать о самых серьезных вопросах, таких, как назначение человеческой жизни».
Философия В. Шоу и его теория «жизненной силы»