Философские раздумья Г. С. Сковороды о человеческом счастье
Не тот счастливый, кто желает лучшего, А тот, кто удовлетворен тем, чем владеет Г. С. Сковорода. Фигура Григория Савича Сковороды в древней украинской литературе одна из самых выдающихся. Он был философом и творцом человеческих душ, он был путешественником и целовала трава следы его ног, он был певцом и пели человеческие души вместе с его душой, он был мыслителем и теперь открылись нам тайны его заповедей, он был духовным сеяльщиком и проросли зерна, посеянные его рукой. Он был Человеком.
Обошел всю Украину, странствовал Европой, имел много друзей, которые благодарно называли себя его учениками.
Сковорода стал величайшим украинским философом, известным всему миру. Григория Сковороду называют народным философом. В центре внимания его находилась проблема счастья. Она связывалась у него с «родной работой», которая, на твердое убеждение философа, является необходимой предпосылкой счастья. Учение о «родной работе» у Сковороды тесно связано с его пониманием жизни как театрального действа, где люди-актеры выполняют свои роли.
И чтобы хорошо сыграть, надо каждому выбрать такую роль, которая отвечает его возможностям, наклонам и способностям.
Сковорода Ставит вопрос о необходимости познать самого себя, так как от этого зависит мастерство выполнения роли, а в конце концов — и счастье человека. Он был «убежденный, что принцип «родной работы» должен лежать в основе фундамента общественного порядка». Воплощение его — единое условие, которое обеспечит «торжество высшей нравственности, мира и любви между людьми».
Этой идеей пронизанные басни «Пчела и шершень», «Две курицы», «Орел и сорока».
Одной из наилучших басен Сковороды есть «Пчела и шершень». В морали автор учит людей жить счастливо. Счастье это достигалось благодаря моральному самосовершенствованию, душевному покою и независимости от страстей окружающего мира, умению пользоваться тем, что есть, не стремясь к невозможному. Однако состояние душевного покоя не означало бездеятельности, наоборот. Любимое дело — обязательное условие счастья.
Философ отстаивает мысль, что каждый человек может быть счастливым, если победит для инстинкта воли и будет идти путем добра.
Одним из условий счастья есть дружба симпатия и естественная доброжелательность людей друг к другу.
Поиски ответа на вопрос «В чем счастье?». Отразились в 21-и песни «Сада божественных песен». Домом и матерью называет счастье лирического герой. Он старается понять ее суть.
Молодой олень олицетворяет раздумья, которые приводят к выводу, что счастье — это внутреннее состояние человека. Оно не живет среди Гергесенських полей, которые символизируют недостойная жизнь, а «пасет стадо в кринах» , т. е. оно там в единении человека с природой. Так в стихе отразился философский взгляд на душевный покой.
Эту же тему освещает поэт в 28-и песне. Автор призывает читателя углубиться в себя, заглянуть в свою душу. Там он отыщет своего товарища, другую волю, преодолеет первую — что символизирует человеческие страсти, которые убивают настоящую душу и лишают человека счастья. Г. Сковорода создает образ «духовного меча», который должен очистить душу и, переросши в мудрость, стать на ее страже:
Ты един всем жизнь и радость, Ты един всем рай и сладость! Убей злую волю в нас, да твой владеет глас!
Григорий Савич ценил откровенность, скромность, свободу. Часто он повторял, что счастье — в познании самого себя, своих наклонов, способностей. В «Разговоре пяти путников в истинном счастье в жизни» сковорода проводит мысль, что в гармоническом объединении того, что удовлетворяет внутренние духовные потребности человека, оно — «внутри нас самих»!
Философские раздумья Г. С. Сковороды о человеческом счастье