«Финансист», художественный анализ романа Теодора Драйзера
Первый роман из цикла «Трилогия желания» был опубликован в 1912-м году. В нем Драйзер рассказал о начальном, филадельфийском периоде жизни преуспевающего финансиста Фрэнка Алджернона Каупервуда и связанных с ним проблемах делового и морального характера.
Прототипом главного героя стал известный американский миллионер — Чарлз Тайзон Йеркс, давший «Финансисту» внешнюю сюжетную линию: начало бизнес деятельности в семнадцатилетнем возрасте, первая работа в хлебно-комиссионной конторе/должность счетовода в фирме «Генри Уотермен и К.», открытие маклерской фирмы/учетно-вексельное дело, работа на Филадельфийской фондовой бирже, сотрудничество с городским казначеем Джозефом Мерцером/в романе — Джорджем Стинером, банкротство в результате Великого чикагского пожара, осуждение за воровство, досрочный выход на свободу через семь месяцев/в романе — через тринадцать, приобретение нового состояния через десять лет/в романе — через шесть месяцев.
Художественная идея произведения связана с образом нового для Америки типа человека — честного преуспевающего дельца, руководствующегося девизом «Мои желания — прежде всего». Фрэнк Каупервуд — не положительный герой, но и не злодей. Драйзер определяет его как «рассудочного эгоиста», литературные критики — как человека с «нулевой нравственностью». Главный герой романа отличается последовательностью суждений и поступков как в бизнесе, так и в любви. В деле он руководствуется разумом, в отношениях с женщинами — чувством.
Переход любви в документальный разряд автоматически переносится Каупервудом в рассудочную область и решается путем простого логического умозаключения, высказанного жене: «Я больше не люблю тебя и не хочу продолжать отношения, которые меня не удовлетворяют».
С точки зрения человека XXI века подобная позиция выглядит прямой и честной. В начале XX столетия она была невозможна в силу выработанных десятилетиями общественных моральных принципов, ставящих семью превыше всего. Фрэнк, понимающий, что «жизнь нельзя втиснуть ни в какие рамки», отказывается подчиняться чужеродной для него норме.
Влюбленная в него Эйлин, для которой «общепринятые религиозные взгляды и понятия» никогда «не были сдерживающим началом», без особых эмоциональных переживаний отдается на волю чувству и ощущению внутренней правоты в отношениях, где «мужчина и женщина подходят друг другу».
В отличие от «лицемерной блюстительницы общественных нравов» Лилиан, боящейся раскрыться даже наедине с мужем, смелая и решительная Эйлин Батлер сразу привлекает внимание Фрэнка своей живостью и жизнерадостностью. Нетерпеливая и тщеславная девушка в любом окружении, будь то семья или светское общество, неизменно становится центром всеобщего внимания и притяжения. Она — лучшее, что может предложить мир женщин Каупервуду, и он тянется к ней, ощущая в Эйлин похожую внутреннюю силу и характер.
Независимый, смелый, задорный, лукавый, подозрительный, целеустремленный, спокойный, дальновидный, осторожный, точный — вот тот набор качеств, которыми наделяет своего героя Драйзер. Именно благодаря им Фрэнк Каупервуд становится тем, кто он есть, — прирожденный финансистом, умным, наблюдательным, умеющим делать правильные выводы человеком.
Еще в детстве, размышляя над трагедией, разворачивающейся в рыночном аквариуме, где омар день за днем отрывает от живой каракатицы куски тела и в конечном итоге съедает ее, Фрэнк приходит к выводу, что «все живое существует одно за счет другого». В тринадцать лет Каупервуд понимает, что готов сражаться за свое место под солнцем, и заявляет родным: «Я не хочу быть мальчиком. Я хочу работать».
Начав свою финансовую деятельность в семнадцать, к тридцати четырем годам Фрэнк вырастает до уровня крупного биржевого маклера и владельца контрольного пакета акций одной из прибыльных конно-железнодорожных линий.
Молодого финансиста губит непредвиденная случайность — катастрофический пожар в Чикаго, вызвавший панику на фондовой бирже, и собственная неосторожность в вопросе обналичивания чека на фоне предстоящего банкротства. Интимная связь с дочерью одного из трех видных политических деятелей Филадельфии завершает цепь трагических случайностей. Фрэнк терпит крах, попадает в тюрьму, но не лишается ни Эйлин, ни своей уникальной силы духа, позволившей ему преодолеть все тяготы одиночного заключения и заработать миллион долларов спустя шесть месяцев после освобождения.
Прямолинейный, в меру циничный и жесткий герой высказывает в «Финансисте» необычную точку зрения по большинству серьезных проблем, характерных для современной ему Америки. Гражданскую войну между промышленным Севером и рабовладельческим Югом он воспринимает как досадную помеху, препятствующую деловому развитию страны и ничего не приносящую ему лично. Тяжелому положению рабов Фрэнк сочувствует, но не сильно, так как видит, что «положение огромного большинства мужчин и женщин мало чем отличается от положения рабов». «Жизнь с его своеобразной точки зрения имела лишь две стороны — силу и слабость» и в ней было одинаково плохо как рабам, так и людям, «слабым духом» и «слабым телом».
Законодательную базу США Каупервуд воспринимает не иначе как «туман, образовавшийся из людских причуд и ошибок». Как и война, закон, по мнению Фрэнка, не помогает, а мешает человеку реализовывать свои деловые и общественные дерзания. Не случайно тюрьма, в которую попадает герой, подается через метафорический образ осьминога, чьи семь корпусов-«щупалец» раскинулись вокруг центрального здания и только и ждут, чтобы поглотить в себя «каракатицу»-Каупервуда.
«Финансист» — роман Реалистический. В нем Драйзер подробно описывает внешность каждого героя, архитектурные и интерьерные особенности зданий, малейшие тонкости биржевой работы и американского судопроизводства. Наравне с пространными рассуждения в «Финансисте» присутствуют и яркие, живые диалоги, и описания внутренних переживаний персонажей, и своеобразная лирическая составляющая, выраженная, к примеру, в цветовых характеристиках предметов, которые Фрэнк Каупервуд видит вокруг себя после вынесения приговора — в «лиловых и фиолетовых тенях», ложащихся на «белую пелену снега», в «зеленовато-сером доме», в «кремовых кружевных занавесках».
«Финансист», художественный анализ романа Теодора Драйзера