Ганс Магнус Энценсбергер
Самым значительным, сознающим свой общественный долг поэтом этого поколения является Ганс Магнус Энценсбергер (род. в 1929 г.), который выступал и как эссеист, критик, драматург, прозаик, издатель (он выпускал журнал «Курсбух» с 1965 г.), и как переводчик. Уже в первых стихах Энценс-бергер показал себя как политический автор с самобытной манерой письма, который боролся с избитым языком коммуникативных средств и рекламы. В сборнике «Защита волков» (1957) он берет на прицел вызывающие озабоченность порядки в империалистическом обществе.
Он атакует уступчивость «овечек», которые покорились «волкам» и не разгадали ложь о так называемом «классовом мире», он обрушил настоящий залп брани в адрес соблазненных:
Глядитесь в зеркало: трусы, вы сторонитесь правды суровой. К чему учиться, лучше мышление передоверить волкам. Кольцо в носу — шик наивысший ваш. Самый нелепый обман, самый жалкий посул вас прельщают. Шантаж — самый грубый — слишком мягок для простофиль.
В книге «Язык страны» (1960) Энценсбергер изображает, зачастую в абсурдных картинах, мир, находящийся под властью денег. Автор ищет альтернативу, ищет то, чему «можно воздать на земле громкую хвалу». В стихотворениях, вошедших в сборник «Шрифт для слепых» (1964), усилились признаки разочарованности; одновременно указывалось и направление поиска: уход от общественной суматохи, который все еще служит самосознанию:
Здесь светло, возле ржавой воды,
Невесть где,
Здесь,
Где серые ивы, где серые
Травы,
Где угрюмое светлое небо,
Где стою я.
(это не точка зренья, выстукивает дятел в мозгу у меня)
Здесь, где я стою, серебрится под ветром болотный пух,
Видишь, как светится безмолвная глухомань, здесь, только здесь — земля.
(viva! долбит угрюмый дятел: viva, Фидель Кастро!)
Концепция политической поэзии у Энценсбергера достаточно противоречива: с одной стороны, он требует выступать за социальный прогресс, прямо говорить о политических порядках, с другой стороны — он предостерегает от того, чтобы принимать участие в революционном движении. Такой разлад побудил его в течение нескольких лет заниматься прежде всего политической публицистикой. Появившаяся в 1975 году книга «Мавзолей», в которой даны портреты исторических личностей, и другие произведения, вышедшие между 1970 и 1975 годами, свидетельствуют о том, что достижения 60-х годов открыли для него более широкие горизонты. Правда, позиция лирического героя не изменилась, он по-прежнему придерживается такой выжидательной, скептической точки зрения.
Ганс Магнус Энценсбергер