• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Генезис образа Воланда

 

Генезис образа Воланда

В апреле 1939 года Михаил Булгаков читал нескольким друзьям фактически уже законченный роман «Мастер и Маргарита». Прочитав три главы, спросил: «Кто такой Воланд?». Слушатели замялись, Елена Сергеевна, чтобы подбодрить их, предложила обменяться записочками и в своей написала: «Дьявол». Драматург А. М. Файко, увы, написал : «Я не знаю».

В. Я. Виленкин угадал: «Сатана». «Михаил Афанасьевич,- рассказывает в своих мемуарах В. Я. Виленкин,- не утерпев, подошел ко мне сзади, пока я выводил своего «Сатану», и, заглянув в записку, погладил меня по голове». Так почему же мы — через много лет, читая глазами,- так хорошо понимаем автора, а друзья, слушавшие то же из его собственных уст, смущенно решали вопрос, кто такой Воланд? «Отвечать прямо никто не решался,- замечает Виленкин,- это казалось рискованным». Но если склонится над рукописью в архиве, все сразу становится понятно: слушали они отнюдь не то же. Как уже знает читатель, в первый и единственный раз Булгаков продиктовал роман на машинку полностью, в мае-июне 1938 года, а потом до конца дней слоями правил.

Какой слой текста читал весною 1939 года? Может быть, машинописный первоначальный, звучавший так: «Весною, в среду, в час жаркого заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них, приблизительно тридцатипятилетний и преждевременно облысевший, лицо имел бритое, одет был в серенькую летнюю пару и свою приличную шляпу пирожком нес в руке.

Второй, двадцатитрехлетний, был в синей блузе, измятых белых брюках, в тапочке и в кепке…» Но окончательный вариант звучит, как известно, так: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в серенькую летнюю пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную пирожком пару нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй — плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке — был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.» Что произошло? Те же Патриаршие пруды.

Те же двое. Но слово «сверхъестественных» теперь настойчиво переходит из правки в правку, чтобы остаться в этих строках навсегда. И вслушайтесь, как начинает шуршать слог «чер»: черная роговая оправа, черные тапочки Ивана. Тут дважды чертыхнется Берлиоз — непосредственно перед появлением клетчатого и сразу же после…

Мы узнаем, что Бездомный «очернил» главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса Христа, очень «черными» красками. Ненавязчиво, почти скрыто и все-таки трижды мелькнет эпитет «черный» в портрете Воланда. А затем и другой раз чертыхнется Бездомный.

Воланд взглянет на небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, «бесшумно кружили черные птицы». Слог «чер» в слове «черный» теперь предваряет появление Воланда в романе. Только в первой главе девять раз упоминается черный цвет. Итак, писателю нужно было, чтобы читатель узнал Воланда.

Не расшифровал, не вычислил, а догадался. Он ищет путь не к логике — к интуиции читателя, что-то подсказывает ему, намекает, посмеивается. Но в самом романе сатирические персонажи, как правило, Воланда не узнают. В романе его узнают только двое — мастер и Маргарита.

Узнают еще до того как видят, независимо друг от друга и так согласно с друг другом: » Лишь только вы начали его описывать…я уже стал догадываться…»- говорит мастер Ивану. «- Вы женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин». Сердце Маргариты стукнуло, и она кивнула головой». Воланда должен узнать читатель, союзник автора. Но Воланд и не скрывает, кто он такой. Великий насмешник — его можно назвать богом сатиры, если бы он не был дьяволом — он с первых страниц затевает с всезнайкой Берлиозом свои жестокие игры в » узнавание, неузнавание» В его облике, повадках, речи то и дело вспыхивают блики мучительно знакомых примет…

Лихо заломленный на ухо берет. Пера, правда, нет… Набалдашник трости в виде головы пуделя… Он садится в позу, напоминающую скульптуру Антокольского «Мефистофель» … И когда Берлиоз, безуспешно пытающийся постичь истину, произносит про себя: » Он не иностранец…он не иностранец…он престранный субъект…но позвольте, кто же он такой?…»-тот вдруг демонстративно разыгрывает сцену с папиросами — почти по «Фаусту» Гете.

Мефистофель: «Какого же вина вам выпить любо?» Фрош: «Как вас понять? Ваш выбор так велик?» Воланд же проигрывает это так: «- Вы хотите курить, как я вижу?- неожиданно обратился к Бездомному неизвестный,- вы какие предпочитаете? — А у вас, что разные, что ли есть?- мрачно спросил спросил поэт, у которого закончились папиросы. — Какие предпочитаете?- повторил неизвестный. — Ну, «Нашу марку»,- злобно ответил Бездомный. Незнакомец немедленно вытащил из кармана портсигар и предложил его Бездомному. -«Наша марка». И тут же издевательски-открыто предъявляет Ивану и Берлиозу свой знак — треугольник на крышке золотого портсигара. Теперь его нельзя не узнать.

Читатель уже узнал его. Но Иван и Берлиоз его не узнают. Через несколько десятков страниц почти та же сцена разыгрывается со Степой Лиходеевым.

На этот раз дьявольский знак предъявлен сразу: «Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке, прозвонил одиннадцать раз и сказал…» А затем пародируется и Мефистофель, на этот раз оперный: » Одиннадцать!.. Вот и я! Но ни оперная фраза «Вот и я», ни инфернальный треугольник ничего не говорят Степе. Но что же за треугольник предъявляет Воланд Берлиозу, а потом Степе?

На крышке дорогого портсигара ставилась монограмма владельца, монограмма Воланда. Если открыть «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона, к которому так часто обращался Булгаков, и найти статью «Диавол», то вся страница будет пестреть этими треугольниками. Треугольник — это греческая буква, дельта большая, первая буква слова «Дьявол». Инициал Воланда.

Булгаков искал инициал Воланда — единственный, бесспорный, одновременно ясный и ускользающий. Но за несколько месяцев до того, как Булгаков в своей тетради начертил треугольник, Воланд имел другой инициал и портсигар описывался так: «… Он был громадных размеров, червонного золота, и на крышке дважды сверкнула синим и белым огнем бриллиантовая буква «F». F — первая буква слова «Faland», что по-немецки означает «черт». И в романе читатель встречает это слово в главе 17-Й: «А может быть, и не Воланд?

Может быть, и не Воланд. Может быть, Фаланд?» Но писатель, ведя свою доверительную и насмешливую игру с читателем, все-таки находит другой знак. Кому же неизвестна греческая буква дельта?

Монограмма Воланда… Как на ладони…



Генезис образа Воланда

Другие сочинения по теме:

  1. Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень...
  2. Проделки Воланда и компании в Москве Изображая проделки Воланда и его слуг — шута Коровьева-Фагота, кота Бегемота, грустного Азазелло, холоднокровной Геллы, Булгаков не ограничивал простор своей...
  3. Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова Действие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» разворачивается вокруг незаурядного события: в Москву прибыл Князь тьмы. Все пребывание Воланда...
  4. Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мы привыкли связывать сатану со злом. На протяжении жизни нам...
  5. Образ Воланда и его функции. Изображение реального и фантастического В письме к Сталину Булгаков называл себя «мистическим писателем». Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель...
  6. Образ грозы и сопровождающих ее проявлений в свите Воланда Несомненно, что в описании отдельных неодушевленных природных реалий в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в частности грозы, луны и...
  7. Можно ли считать Воланда положительным героем? Произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман сложный, многослойный. Кроме того, это жизненный роман. Булгаков, как мне кажется,...
  8. Генезис трагедии и ее место в творчестве Шекспира Зародившись в Италии, гуманизм постепенно проник в другие страны Европы. В Англии также началось развитие городов, появились первые ростки нового...
  9. Что это Евангелие от Булкагова или от Мастера или Евангелие от Воланда? Изображая разные миры, Булкагов делал ударение на разрыве между ними. Роман «Мастер и Маргарита «является предупреждением человечеству о следствиях нарушения...
  10. Традиция «дьявольской темы» на примере образа Маргариты (Булгаков) В литературе традиция «дьявольской темы» очень давняя и вроде бы «разработана» основательно: даже не очень подготовленный читатель сразу вспомнит ближайших...
  11. Булгаковская Москва Роман «Мастер и Маргарита» принес Булгакову посмертную мировую славу. Автор писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем...
  12. Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей — реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание...
  13. Вічна боротьба добра у романі Михайла Булгакова «Майстер і Маргарита» Прояви сил зла у романі дуже схожі. Воланд з’являється в «дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях». Навіть...
  14. Роль фантастики в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Когда люди совершенно ограблены, Как мы с тобой, они ищут Спасения у потусторонней силы. М. Булгаков. Мастер и Маргарита Роман...
  15. Вопросы и ответы к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Эпиграф романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:...
  16. Только человек ответственный за добро и зло М. А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба Булгакову досталась тяжелая, в ней было много конфликтов, побед...
  17. Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене появляется дьявол и его свита. Они являются, по сути, главной силой,...
  18. Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков является гениальным писателем, создавшим много уникальных произведений, одним из которых является роман «Мастер и Маргарита». В этой книге...
  19. Библейские образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Библия принадлежит всем, атеистам и Верующим, равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский Библия, ее легенды и заповеди на протяжении вот...
  20. Традиции русской литературы в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской...
« Как училась моя мама
Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева? »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения