Героико-романтический жанр новелл «Мать» и «Я «
Оба произведения трагедийного звучания. Для новеллы «Мать» писатель выбирает другую форму выражения. В ней имеется мифологическая струя. Даже само начало произведения напоминает развесистый зачин народной сказки: «Отец этих боевых ребят умер очень давно — так давно, что и не скажешь…» И сама характеристика образов тоже идет от сказки: «Как помнят старожилы, из отца был обычный себе портной и, можно сказать, чрезвычайный человек».
Именно так в народном творчестве подается описание сказочного героя: он обычный, невзрачный, но имеет что-то и необыкновенное. Таким есть отец двух сыновей:
«Ну, кто бы, скажем, отважился назвать его Тарасом Бульбой? Кто бы рискнул из этого сморчка сделать воина?».
Не удивительно ли звучит его вопрос к женщине: «А не думаешь ли ты, что из меня вышел бы неплохой кошевой атаман?». Не стал он кошевым атаманом, но захотел, чтобы его сыновья стали настоящими рыцарями, как у Гоголя, «За всякую цену хотел портной сделать из своего дорогого сына военного человека, и за всякую цену хотел он видеть своих сыновей на вороных конях». Но, не имея средств, хотя и продал он свое имущество, отдал старшего в гимназию, которому приказывал: «Не забывай родительского завещания: как вырастешь, сынок, то, прошу я тебя, пойди еще ты в военную школу и прицепи себе там блестящую саблю…,. чтобы был ты мне был, значит, как Остап для Тараса Бульбы «.
Дальше события развиваются, как в сказках. Остап сдал экзамены в гимназию. Вскоре портной умер, оставив матери с сыновьями одну бедность: две пары стареньких ножниц и неважную «швейную машину». Это же меньшему сыну Андрею пришлось бросить обучение и идти на работу. «Таким образом, сама судьба повела двух братьев по разным дорогам, и произошло так, как в сентиментальных народных сказках: один всегда носил чистенький костюмчик и уже с детства должен был стать отрицательным персонажем, а второй и не снимал засаленной рубашки». Одного мать кормила «ароматными сосисками», чтобы баричи не насмехались в гимназии, а второй ел «черный хлеб с маслом».
И хотя болело материнское сердце за меньшим — Андреем, но не хотела забирать Остапа из гимназии.
«В таких болях,- подытоживает автор,- шли дни, месяцы и, в конце концов, года. Над городком пролетали весны, перелетные птицы и еще какие-то неизвестные ветра из неизвестных краев…».
Сыновья вырастали и мужали. Остап на материнскую ласку «отвечал еще большей лаской», обещал, когда выучится, «будет кормить свою мамочку красивыми конфетками», что никогда она «не будет так мыкаться». Но, как и в сказках,- другим рос меньший сын: он «не умел ласкаться, и никогда не слышно было от него теплого слова».
Тем не менее, она знала, что из таких молчаливых детей «чаще всего выходят красивые люди». В самом деле, такими были братья в народных сказках, такими были и в реальной жизни. Только в произведении Н. Волнового события совсем иные.
Героико-романтический жанр новелл «Мать» и «Я «