Герой романа А. Деблина «Берлин «Александерплац»
Свой роман Деблин написал под впечатлением от нового, подавляющего личность, постоянно перестраивающегося и перенасыщенного скоростями Берлина. Город становится главным образом романа, а его героем, пытающимся противостоять этой силе и мощи города,- Франц Биберкопф бывший транспортный рабочий, который однажды в приступе гнева убил свою любовницу и был заключен в тюрьму на четыре года.
Выход Франц Биберкопф из тюрьмы — не долгожданная свобода, а скорее наказание, потому что от нормальной жизни герой отвык, и его город изменился до неузнаваемости. Франц Биберкопф обыкновенный человек, мужчина, наделенный здоровьем, физической силой, простецкой смекалкой. Но в этом новом, непобедимом в своем бесконечном космическом ускорении городе он ощущает себя беспомощным ребенком, которому нужно все начинать сначала.
В том же 1929 году Деблин написал сценарий для первой экранизации своего романа. Фильм, поставленный режиссером Пилем Ютци, вышел в 1931 году. Роль Ф. Б, играл великий немецкий актер Генрих Георге.
Ему при сравнительно небольшом объеме фильма удалось передать масштабно и глубоко характер героя. Деблин был доволен этой экранизацией. Ф. Б. стал типичной фигурой своего времени, а картина города, концентрированно сжатая и подавляющая, превратилась именно в тот Берлин-космос, каким его задумал писатель.
Франц Биберкопф выходит из тюрьмы, решив стать честным человеком, но с первых же секунд лишается иллюзий. Он уже не чувствует себя ни человеком, ни мужчиной, ни рабочим. Воля и жадное желание жить помогают ему начать новое существование.
Но судьба вознамерилась покарать ег�� именно теперь, когда его назначенное государством наказание уже закончилось, а человеческого, внутреннего еще не произошло.
Бандиты, которыми руководит бывший фронтовик, отъявленный рецидивист Рейнхольд, сразу примечают тюремный опыт Франц Биберкопф и его физическую силу. Хитростью и обманом они заманивают героя на преступную операцию, а потом, испугавшись его наивности и честности, Рейнхольд выкидывает Ф. Б. под колеса грузовика.
Так Ф. Б. лишается руки. Испытание бедой способно либо ввергнуть однажды оступившегося человека в пучину, либо заставить его победить себя и обстоятельства. Ф. Б. знакомится с девушкой Соней . Франц Биберкопф переименовывает ее в Мице.
Мице — ангел во плоти, она — терпеливое и любящее человеческое существо. Ф. Б. тоже любит Мице, зная цену ее преданности. Но теперь он — — ущербный человек, сильный мужчина без правой руки. Это заставляет его вступить в банду все того же Рейнхольда, принимать участие в кражах.
Преступные связи Ф. Б. становятся роковыми для Мице. Рейнхольд, человек, сочетающий в себе бессилие опустошенной личности и дьявольскую силу жаждущего власти преступника, посягает на последнее прибежище Ф. Б. — его добрую, наивную подругу. Рейнхольд заманивает Мице в лес и зверски убивает.
В конце романа, когда обстоятельства дела становятся ясны для всех, Ф. Б. не испытывает облегчения. Теперь он по-настоящему свободен, только свобода не радует его, новая рука у него не вырастет, а единственного человека, которого он любил и который любил его, никто уже не вернет. Сила жизни — вот все, что осталось Ф. Б., его человеческая энергия и воля к преодолению.
Герой романа А. Деблина «Берлин «Александерплац»