Идеалы Державина в оде «Фелица»
Программным стихотворением Державина является «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге». Это произведение заставило читателей сразу заговорить о нем, как о большом поэте. Стихотворение было впервые напечатано в 1783 году в журнале «Собеседник любителей российского слова». Данная ода была посвящена императрице Екатерине II.
Изображение Фелицы-Екатерины во многом условно, традиционно и напоминает портрет в духе классицизма. Однако, примечательно то, что автор стремится увидеть в своей героине не только «богоподобную царевну», но и живого человека: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом… В этих строках Державин противопоставляет добродетельную Фелицу ее изнеженным, ни на что не способным вельможам — мурзам. Стихотворение пропитано новизной, которая заключается в том, что принцип изображения положительного героя несколько иной по сравнению с Ломоносовым.
Образ Елизаветы Петровны у Ломоносова обобщен, Державин же показывает конкретные дела правительницы, ее покровительство торговле и промышленности: Позволил своему народу Сребра и золота искать; Который воду разрешает И лес рубить не запрещает; Велит и ткать, и прясть, и шить; Развязывая ум и руки, Велит любить торги, науки И счастье дома находить. Фелица «просвещает нравы», пишет «в сказках поученья», но на «любезную» ей поэзию смотрит как на «летом вкусный лимонад». Державин противопоставляет современное царствование Екатерины II предыдущему, но делает это предельно конкретно, с помощью нескольких выразительных деталей: Там с именем Фелицы можно В строке описку поскоблить… Осуждая беспечность высокопоставленных сановников, поэт создает сатирические картины повседневной жизни придворного общества: здесь и псовая охота, и поездки за модным нарядом к портному, и картежная игра «от утра до утра». Этим соединением похвалы императрице и сатиры на ее приближенных Державин нарушал чистоту жанра, которую так поддерживали классицисты.
Смелым было и внесение в поэзию личностного начала — образа мурзы, самого поэта с присущей ему откровенностью, а иногда и лукавством. В этом образе нашли отражение многие характерные черты екатерининских вельмож. Современники Державина узнавали их без труда. Типичность образа вельможи была ясна и самому поэту — он закончил рассказ о нем многозначительными словами: «Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож». В «Фелице» показан богатый внутренний мир самого автора, человека благородного, энергичного честного, любящего и негодующего, прославляющего и одновременно порицающего властителей. Поэт с увлечением воспевает великолепие Петербурга, пышные празднества знати, победы русского оружия.
Но в его творчестве обнаруживались и критические настроения. По своим политическим взглядам Державин был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Он считал, что дворяне представляют собой лучшую часть общества.
Но поэт видел и мрачные стороны самодержавно-крепостнического строя. Произведение «Фелица» было новым в мире художественного слова того времени. Державин осознавал это, и сам называл стихотворение «такого рода сочинением, какого на нашем языке еще не бывало!»
Идеалы Державина в оде «Фелица»