Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума»
Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума» Перу М. Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения — «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения — одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта — «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой. Композиция «Бородино» диалогична — более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах — о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает: — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта.
По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время: Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Под стать этому времени были и люди — смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели — освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!» Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!» Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели: Земля тряслась — как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…
Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям». Эта же мысль о никчемности современников является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого — ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье». Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно.
Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории: Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, — эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия: Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь.
В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения — людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что-либо изменить. Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены — в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.
Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума»