Идейно-смысловая нагрузка образа Гали в романе Афанасия Мирного
В браке разбойника и крепостной родилась девочка — чистая, нетронутая. Как воплощение народных представлений о красоте, душевном здоровье, моральной чистоте обрисованная Галя в романе. «Полевой царевной» названа она в романе, и читатель сразу воображает всю обворожительность девушки. Писатель ее сравнивает с перепелкой, белочкой, причудой, которая заворожила парня. Искренняя, веселая улыбка на устах, добрые бархатные глаза, вся небольшая, юркая фигура «полевой царевны», будто в зеркале, отображают ее внутренние качества, основные черты характера девушки. Схематичность образа проявляется в ее портретной характеристике. Автор изображает ее такой красавицей, которая выглядит инородцем в воровской среде.
В образе Гали автору наиболее повезло отобразить человеческую сторону человека: высокие моральные качества, благородные человеческие чувства. Живет Галя со своими родителями на хуторе, далеко от села, от людей. Кроме своего дома она не знала другой среды, других людей. Тем не менее взгляды ее на жизнь в корне отличаются от взглядов ее родителей, Чипки. Она не подверглась губительному влиянию родителей, не восприняла противных черт нездоровой социальной среды, нашла в себе силы осудить преступное общество во главе с Чипкой и ее отцом, назвав свой дом тюрьмой, адом, в котором она мучилась, прозябала: «Ты думаешь, — перегодя немного, снова начала Галя — ты думаешь — легко мне смотреть на жизнь отца бок о бок с жизнью добрых людей!.. Сиди, как в тюрьме, на запоре… Настанет вечер — целая гурьба пьяных людорезов ввалится в дом…».
Она стремится покинуть это логово, выехать в другой край и честно, мирно работать, ее мучает, что она — разбойничья дочь, носит награбленное, знается, живет рядом с душегубцами, гуленами: «Это все, что на мне, — все грабленое! Ты думаешь и не давит оно меня? Будто кто рукой за горло душит, выпирает дух из меня… Еще день — так, победишь… А ночью ляжешь спать, то и привидится тебе: будто лезет кто, кричит: «Отдай мой платок!..» — да и тянет за волосы… «Отдай мое ожерелье!.. — и хватает холодными, как лед, руками за шею… Ты думаешь… легко оно мне носить его, — это ярмо?., легко?! И как схватит со зла руками шелковую юбку, так и разрывала от низменности…», ее все время мучают мысли о тех людях, добро которых она носит. Для нее «лучше голой ходить, чем мучиться в «тюрьме», в которой она живет».
Клеймо всех ее переживаний лежит на ее лице, ощущается в поведении, в пениях. Извне она кажется веселой, а на душе — беспокойство и тревога. Язык Гали тихий, кроткий, поэтический, как и ее характер. Она не говорит, а «щебечет, как ласточка».
За характером она кроткая, добрая, спокойная. Она просила Чипку покинуть общество, разбойную жизнь и пристать к честной работе: «- Нет, покинь! Покинь!.. — А то я сама задавлю тебя своими руками… — истошно лепечет она, обвив его шею руками, и обдавая горячими поцелуями». Она старалась вместе с Чипкой прожить честно: с большим облегчением оставляет родную Семью, и выбирает нелегкое, и честное благосостояние Чипкиной семьи. Она планирует завести свое хозяйство, приобрести волов, так как они смирные, тихие: «И все в нас будет тихо, мирно: ни бранные слова, ни ссоры, никогда…» — такой идеал, конечная цель стремлений Гали. Все у нее оживало в руках, везде она давала порядок, порядок сама в хозяйстве наводила, возле печи работала, матери не допускала: «Галя сама круг хозяйства ходила: круг коров и овечек и возле печи — всюду сама: Мотри и не подпускала». Свекровь не могла нарадоваться на Галю: «Как ты вошла в нас, то языков праведное солнце вступило в дом, словно нам глаза открыла, мир повила розовыми цветами…». А Христя, встретившись с Галей, сразу с ней подружилась. Первые ее слова были о ней: «Что то что богатая и красивая, зато радушная, и внимательная к каждому».
Итак, Галя была как луч солнца среди грязной жизни Чипки. Она простерла ему руку спасения, сделала все, чтобы спасти возлюбленного. Не жалела своих сил ради Чипки. Старалась всегда быть рядом с ним. Но Чипка не смог всего того оценить, он все же таки возвратился к своему обществу. Галя старалась его поддерживать, ради него она вошла в то общество воров и подзаборников тихим «янголом — спасителем», старалась научить отчаянные души, пьяные головы любви к людям, к их мирным обычаям, к заведенной тихой жизни».
Пожив Некоторое время с Чипкой и ощутив свое бессилие исправить положение, она поняла, что ее золотые надежды на тихую, счастливую жизнь безжалостно разбились об твердую стену несокрушимой воли мужчины, что она попала из огня и в пламя и страдание ее, затем, стали неизмеримо тяжелыми, невыносимыми: «Она видела — сердце ее правду говорило, — что не удержать уже ей Чипки возле себя, что ему надоела такая жизнь — не удовлетворяла его… И она тихо, втайне от Чипки, украдкой плакала… Она в самом деле не была «счастливой, не принесла и Чипке счастье». Чипкиным поведением Галя была доведена до отчаяния, и нужен был еще один моральный удар, чтобы жизнь ее подвела на грань сумасшествия и смерти. Таким губительным ударом было не только зверское убийство Чипкиной разбойничьей ватагой семьи Хоменка и арест Чипки, Галя увидела, что вместе с Чипкою угас тот последний луч надежды, который иногда согревал женскую разбитую душу, — пропало то что в любимом человеке возвеличивало, поднимало, украшало, несмотря на все теневые стороны ее жизни, — исчезло само воплощение правды.
Если она раньше искренне верила в доброту Чипкину, в его гуманность, в то, что он только ровняет господ и бедность «свое отбирает» у богатеев, то теперь она вдруг постигла, интуитивно ощутила, что действия Чипки не является правдой жизни. Увидев связанного мужчину и «облитую кровью девочку: «Так это и правда?! Это она!!!» — вскрикнула не своим голосом и неистово залилась сумасшедшим смехом. «Правда» — это главное, опорное слово в оправдательной философии Чипки. Из уст Гали перед смертью узнаем, что она из отчаяния повесилась, это слово звучит с особой силой, так как то ужасное разбойничество. И отчаянный вопль доброго сердца, и трагическая гибель ее является протестом против Чипкиной несправедливости. В образе Гали я вижу гармоническое объединение физической и моральной красоты человека, воплощение искренней доброты и сердечности, нежности чувств и женской верности и дружбы.
Образ Гали является ярким примером нарушения взаимосвязей генетического кода человека и его личности. Это нарушение автор использует сознательно, стараясь утвердить человека, как высочайшую ценность земного бытия. Конечно, тот факт, что Галя формируется, как добрая, честная, правдивая женщина в грязной воровской среде прекословит законам реализма, но оправдывается авторским замыслом, его пожеланием противопоставить образ Гали образу Чипки, подчеркнуть, что человек в любой ситуации должен становиться выше своих эмоций.
Идейно-смысловая нагрузка образа Гали в романе Афанасия Мирного