Идейно-художественный смысл названия рассказа А. П. Платонова «Взыскание погибших»
Можно сказать, что рассказ А. П. Платонова «Взыскание погибших» назван в православных христианских традициях — существует икона Божьей Матери, носящей такое же название. Больше того, эпиграфом к рассказу писатель выбрал следующие строки: «Из бездны взываю». И действительно, весь рассказ, по сути, сводится к единственной мысли — о памяти перед погибшими людьми и о долге живых перед ними.
В центре рассказа находится образ старой женщины — матери Марии Васильевны, потерявшей на войне троих детей: «Матвею-то сколько ж было? Двадцать третий шел, а Василию двадцать восьмой. А дочке было восемнадцать…» Героиня прошла тысячи километров ради того, чтобы вернуться в свой родной дом — на то место, где погибли ее дети.
Горе сделало Марию Васильевну бесстрашной и невредимой. Даже звери и враги не трогали эту женщину — они чувствовали, что она уже не принадлежит этому миру, хотя физически все еще остается живой. Душа героини умерла: она находилась там, где лежали ее дети — мертвые, утрамбованные жестокими танками: «Я сама теперь как мертвая». Именно поэтому связь Марьи Васильевны с ее детьми не утратилась — писатель приводит мысленный разговор женщины с ее дочерью Натальей: «Как же, дочка, я тебе помогу? Я сама еле жива… если б весь народ полюбил тебя, да всю неправду на земле исправил, тогда бы и тебя, и всех праведно умерших он к жизни поднял: ведь смерть-то и есть первая неправда!» В этих словах, на мой взгляд, заключается смысл рассказа Платонова — долг живущих состоит в том, чтобы не допустить больше того великого горя и несправедливости, что принесла война.
Недаром писатель вводит в рассказ образ еще одной матери, потерявшей своих детей, — образ Евдокии Петровны. Эта молодая и когда-то красивая, полная жизни женщина теперь превратилась в «ослабевшую, тихую и равнодушную». Двоих маленьких детей этой женщины убили бомбой, а ее муж пропал без вести на земляных работах, «и она вернулась обратно, чтобы схоронить детей и дожить свое время на мертвом месте». Именно Евдокия Петровна рассказывает о том, как хоронили их близких: «Тогда они танком проехали через могилу по мертвым, покойники умялись, место стало, и они еще туда положили, кто остался. Им копать желания нету, они силу свою берегут».
Кажется, это кощунство совершенно не трогает женщин — тон всего рассказа по-платоновски размерен и спокоен. Однако мы понимаем, что за этим спокойствием — страшнейшее опустошающее горе, сломленные жизни миллионов людей, потерявших своих близких. Физически героини еще продолжают жить — что-то делать, о чем-то говорить. Но все это лишь видимость: все их мысли с родными мертвыми. Умерли не только миллионы душ матерей, вся земля превратилась в один обугленный кусок.
Однако, несмотря ни на что, в мире есть некие высшие силы, которые способны помочь и поддержать в человеке надежду: «Осенние звезды засветились на небе, точно, выплакавшись, там открылись удивленные и добрые глаза, неподвижно всматривающиеся в темную землю, столь горестную и влекущую, что из жалости и мучительной привязанности никому нельзя отвести от нее взора». Кажется, будто Бог сочувствует своим неразумным детям, изо всех сил стремится наставить их на путь истинный, как-то помочь. Но основную ответственность за свои поступки несут все же люди — лишь они могут что-то изменить, никогда больше не допускать подобного горя и зверств. И люди, по мысли всего рассказа Платонова, просто обязаны это сделать — во имя памяти близких людей, которые несправедливо погибли, унося с собой жизни и души своих родственников. В рассказе эти перемены к лучшему писатель связывает с советской властью — недаром Марья Васильевна думает: «…пусть опять будет советская власть, она любит народ, она любит работу, она всему научает людей, она беспокойная; может — век пройдет, и народ научится, чтоб мертвые стали живыми».
И в финале рассказа, в продолжение этой мысли, именно на советского солдата возлагается миссия по уничтожению зла, по улучшению жизни, по выполнению завета мертвых: «Мертвым некому доверится, кроме живых, — и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель». Таким образом, смысл названия рассказа Платонова «Взыскание погибших» заключается в мысли о долге живущих перед погибшими, прежде всего, в Великой Отечественной войне. По мнению автора, память об умерших должна быть подтверждена поступками ныне живущих, их стремлением построить новую счастливую жизнь для своих детей.
Только тогда взыскание погибших будет исчерпывающим.
Идейно-художественный смысл названия рассказа А. П. Платонова «Взыскание погибших»