Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах
В современных условиях главной задачей образования является получение учениками определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно — коммуникативных технологий позволяет:
— сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
— сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
— обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— проводить уроки на высоком эстетическом уровне ;
— индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Преимущества, получаемые учителем, при использовании ИКТ:
1. При использовании ИКТ скорость объяснения увеличивается почти вдвое.
2. Качество процесса обучения также возрастает, т. к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося .
3. Более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память — залог прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
4. Использование Интернет — ресурсов позволяет «идти в ногу со временем».
5. Изготовление презентаций — это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию,
Это способ самовыражения учителя.
6. Поднятие авторитета учителя в глазах учащихся.
Преимущества, получаемые учеником:
1. Легкий путь усвоения информации.
2. При изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни.
Использование компьютера на уроках в начальной школе способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе,
Облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока — принцип фасциации . Благодаря презентациям, Дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать, активно участвовать во внеурочной работе.
В своей работе использую информационные технологии по следующим направлениям:
− написание и использование раздаточного и дидактического материала, тестов;
− использование электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия на уроках чтения;
Ознакомления с окружающим миром;
− использование презентаций, тренажеров, анимированных кроссвордов, игр;
— использование видео и аудио уроков;
− использование CD-дисков на внеклассных мероприятиях.
Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя. Почему это происходит?
Я думаю, что работая с компьютером, ребята могут почувствовать себя созидателями чего-то своего, собственного.
Уроки с использованием информационных технологий нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче.
Так на уроках математики при можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. На доске можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
С помощью компьютера отрабатываются практические умения, редактирование текстов и исправление ошибок в творческих работах.
Особенностью компьютерного обучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.
У большинства учащихся начальных классов рассеянное внимание. Детям трудно управлять своим вниманием в течение урока. Но с
Использованием информационных технологий учащиеся концентрируют свое внимание без посторонней помощи. На экране они видят задание, поэтапное выполнение работы, могут оценить правильность своих ответов.
Работа с компьютером на уроках позволяет детям быстро находить дополнительный материал в электронных энциклопедиях и справочниках и так же быстро выводить его для использования в работе на занятиях.
Вместе с учениками активно используем энциклопедию «Кирилла и Мефодия», обращаемся к электронным словарям различных типов. Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актера.
Использование энциклопедий развивает познавательный интерес учащихся. Даже слабоуспевающие ученики начинают с удовольствием работать.
Вызвать у детей интерес к обучению проблематично, но возможно. С этой целью мною разработан дидактический материал, и я с успехом использую его на разных этапах урока.
Мои работы с ИКТ
Презентации к урокам
Тренажеры
Кроссворды
Игры
Дидактический материал
Объяснение нового материала
На этом этапе важен предварительный подбор мультимедийного материала по теме. Детям можно представить готовую презентацию к данной теме урока или озвученную анимацию, предложить рассмотреть схему или таблицу, транслирующуюся на компьютеры, можно дать проблемное задание, в ходе выполнения которого под руководством учителя будет разъяснен новый материал. Использование проектора при объяснении нового материала позволяет усилить наглядность.
Закрепление и систематизация знаний
Мультимедийные материалы по изучаемой теме подбираются таким образом, чтобы обеспечить учеников достаточным количеством интерактивных заданий и упражнений. Предусмотрена организация индивидуальной и групповой работы на уроках с использованием ИКТ.
Контроль усвоения пройденного материала
Организация самостоятельных работ на основе мультимедийного материала , графические или текстовые документы.
На уроках с использованием информационных технологий ребята работают индивидуально и в группах. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учебе, школе.
В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. С этой целью использую электронные физминутки для глаз. На экране поочередно под музыку появляются фигуры, картинки.
Дети слушают музыку и следят за движением объектов. Если объект мигает, ученики моргают глазками.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
— в составлении кроссворда, ребуса по теме,
— в изготовлении учебного пособия;
— в подготовке различных творческих сообщений;
— в изготовлении презентаций и др.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов — презентаций. Дети «гуманитарии» выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.
Дети с удовольствием иллюстрируют Сочинения. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности. Так, участвуя в конкурсе «Сочиним сказку», ребята оформляли свои работы на компьютере.
Самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютерах проводится в кабинете информатики. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Дети используют компьютер в классе, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер при подготовке к выступлению, при выполнении домашнего задания, поиска информации, при работе над текстом, написании мультимедиа сочинения.
Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации педагога. Учитель должен учиться сам, накапливать опыт, постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучать методическую литературу, общаться с коллегами, участвовать в мастер-классах.
Учитель, действующий в рамках обычной «меловой технологии», существенно уступает коллегам, ведущим уроки с использованием мультимедиа-проектора и компьютера.
Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения — повышение уровня знаний.
Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах