Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
В настоящее время получили широкое использование контрольно-измерительные средства в тестовой форме. У такой формы контроля знаний есть несколько существенных преимуществ по сравнению с традиционными методами. Традиционные формы контроля знаний — опрос, контрольная работа и т. д. — являются в той или иной мере субъективными, при этом критерии оценивания часто адаптируется к представлениям конкретного преподавателя.
В тестовых же заданиях обязателен эталон ответа, который позволяет в процентном отношении судить о количестве информации, усвоенной учащимся, при этом Устраняется субъективность оценки работы.
Естественно, что подобные методы контроля наиболее широко применимы к так называемым «точным» наукам, материал которых удобнее всего подлежит проверке в тестовой форме.
Прежде чем создавать КОС, необходимо провести анализ содержания учебного материала, выделить учебные элементы , подлежащие усвоению , и, конечно, определить уровень усвоения учебного материала. Количество заданий должно быть таким, чтобы проверить все УЭ, которые были выделены.
При создании эталона ответа необходимо указывать, как каждое конкретное задание оценивается в баллах.
Тестовые задания — это далеко не только традиционная «угадайка» с предлагаемым выбором одного правильного ответа из нескольких предлагаемых. На самом деле существует достаточно много разновидностей тестовых заданий первого уровня. Так как я являюсь преподавателем информатики и ИКТ, то предлагаю рассмотреть эти виды тестов на конкретных примерах по данному предмету.
Итак, Тесты первого уровня могут быть следующих видов :
I. Тесты открытого типа :
1) На опознание . Подобные тестовые задания я использую крайне редко и только для текущего контроля знаний.
Пример :
Должно ли устанавливаемое на компьютер программное обеспечение соответствовать его аппаратным характеристикам?
Ответ : да.
2) На выбор правильного ответа из набора предлагаемых вариантов.
Пример :
Информационными процессами называются действия, связанные:
А) с работой во всевозможных информационных системах;
Б) с работой средств массовой информации;
В) с поиском, хранением, обработкой и обменом информации;
Г) с поиском информации в информационных системах;
Д) с разработкой программного обеспечения.
Ответ : вариант «в».
3) На классификацию и группировку .
Пример :
Заполните таблицу, правильно распределив следующие устройства ввода/вывода информации: монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, цифровые колонки, наушники, микрофон.
Эталон ответа :
II. Тесты открытого типа :
4) На определение соответствия.
Пример :
Установите соответствие:
1 _____ 2_____ 3 _____ 4_____.
Ответ : 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А.
5) На определение правильного алгоритма действий.
Пример :
Расставьте в правильном порядке части определения:
А) взаимодействие которых приводит
Б) совокупность объекта управления и устройства управления
В) системой управления называется
Г) к выполнению поставленной цели управления.
1 _____ 2_____ 3 _____ 4_____.
Ответ :
Системой управления называется совокупность объекта управления и устройства управления, взаимодействие которых приводит к выполнению поставленной цели управления.
Порядок расстановки: ВБАГ
7) На выделение сходства и различия.
Пример :
В чем сходство и различие CD и DVD дисков?
А) внешний вид;
Б) объем хранимой информации;
В) скорость записи;
Г) способ записи.
Сходство: _____, ______; различие: _____, ______.
Ответ : сходство: «а», «г»; различие: «б», «в».
6) На нахождение существенных признаков в группе.
Учащимся предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно перед ними. Следует исключить из скобок, т. е. выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Пример :
Игра
Ответ : Игроки, правила.
8) На исключение лишнего.
Пример :
Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью. К такой деятельности НЕ относится:
А) управление;
Б) обучение;
В) ремонт;
Г) создание новых изделий.
Ответ : вариант «в».
Эффективность теста во многом зависит от принципа подбора заданий. Надеюсь что эта классификация и примеры помогут Вам в работе!
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня