Исследования псковского летописания
Псков, до своего окончательного присоединения к Москве находившийся большую часть времени в политической и культурной зависимости от близлежащего к нему Новгорода, не обнаружил той интенсивной и разносторонней литературной производительности, какую обнаружил Новгород. Но и в Пскове была своя значительная по напряженности культурная жизнь, сказавшаяся в достаточно широком развитии специально псковской письменности.
Так же как и Новгород, Псков и после своего падения, уже в XVI в., стремился к литературному закреплению наиболее значительных событий своего исторического прошлого. Пскович иеромонах Василий-Варлаам в ряде житий, написанных им, воскрешает старые предания о местных псковских святых. Летописное дело, начавшееся в Пскове под влиянием новгородского летописания не позже XIII в., к середине XV — началу XVI в. особенно усиливается и не прекращается в течение некоторого времени и после покорения Пскова Москвой. В I и II Псковских летописях чем ближе к XVI в., тем больше на смену кратких и сухих известий появляются пространные повести и отдельные отрывки, лирически окрашенные и отражающие влияние художественной манеры воинских повестей. Таково, например, описание битвы под Оршей в I Псковской летописи, отразившее особенности стиля «Слова о полку Игореве»: «Бысть побоище велие москвичей с Литвою под городом под Оршею, и воскричаша и возопиша жены оршанки на трубы московския, и слышати было стуку и грому великому межу москвичь и Литвою; и удариша москвичи на Литву, руския князи и бояре с дивными удалцы, рускыми сыновами, на силную рать литовскую, и треснули копья московския, и гремят мечи булатные о шеломы литовския на поле оршинском. И бысть непособие бо-жие москвичам, и поймаша Литва поганая болших воевод, Ивана Андреевича, и князя Михаила Голицу, и иных князей и бояр, и детей боярских удалых, а иные побегоша к Смоленску, а иные в реки непроходимыя забегоша» и т. д..
Очень существенно, что псковское летописание, как и новгородское, не замыкается в сферу только узко местных интересов.
Исследователь псковского летописания приходит к следующему общему заключению: «Псковское летописание в XV в. обнаруживает стремление выйти за пределы «областного», «местного». Это симптоматично. В XV в. в той или иной мере становятся общерусскими летописные своды в разных областях России. Такой вывод представляет интерес и для изучающего процесс образования национального государства, обнаруживая, как процесс этот, который не был, конечно, только результатом действия сил, сосредоточенных в центре, подготовлялся явлениями, назревавшими по областям и княжениям» .
В параллель новгородской Софии псковская традиция прославляет свою святыню — храм во имя Троицы; она же окружает ореолом двух наиболее выдающихся своих исторических деятелей — князей Всеволода Мстиславича и особенно Довмонта. Повесть о Дов-монте, о которой сказано было выше, в XVI в. подвергается ряду агиографических обработок.
Исследования псковского летописания