«Истина, которая освобождает»
Категория свободы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Одна из глубочайших, всеобъемлющих и извечных тем русской литературы и литературы вообще — тема свободы. Но освещение ее как в дореволюционной российской, так и в послереволюционной советской школе в силу известных обстоятельств было либо узким, поверхностным и односторонним, либо искаженным и ложным. В настоящее время перед нами, кажется, открылся путь к свободе, но сложность ситуации заключается в том, что мы не знаем, что такое свобода, не имеем опыта свободы, подобно оказавшимся на краю пропасти и увидевшим на другой ее стороне обетованную землю, но не умеющим летать. И здесь большая ответственность ложится на плечи преподавателей литературы. Очень важно принести на наши уроки и раскрыть перед учениками бесценные книги прошлого и настоящего, прослеживающие исторический путь человечества к свободе, ее познание и переживание в полном соответствии с системой вечных общечеловеческих духовных ценностей, с многовековой всемирной культурой, и вести преподавание, опираясь на принципы системности, целостности, объективности и диалектической логики.
Необходимо развернуть перед учащимися философию свободы в ее многогранных литературных, музыкальных, художественных иллюстрациях, чтобы воспитать истинно свободного человека, который уже никогда не променяет свободу на какую бы то ни было подделку и фальсификацию.
Школьная программа по литературе в 10-м классе открывается изучением творчества А. Н. Островского. Планируя уроки, следует иметь в виду, что творчество этого писателя — это первая ступенька на заключительном ярусе школьного литературного образования, и важно, чтобы эта лестница стала настоящей «лествицей, возводящей на небо» .
Тема первая
«Отчего люди не летают?»
«Истина, которая освобождает»