История и современность — Для раскрытия темы фашизма
Для раскрытия темы фашизма — в произведениях Германа Канта, Кристы Вольф и других писателей — был характерен не столько богатый внешними событиями сюжет, сколько углубленный психологический анализ. В центре внимания оказывались индивидуальные обстоятельства человека, личное мужество противостояния фашистскому варварству. При этом возросла писательская зоркость, с которой запечатлевалась манипуляция фашистов чувствами и разумом людей, постепенное приучение человека к бесчеловечности. В качестве примера здесь можно назвать повести Хельги Шюц (род. в 1937 г.) «Предыстория, или Дивный край Пробштайн» (1971) и «Праздничная иллюминация» (1973). После выхода в свет романа Бруно Апица «Голые среди волков» дальнейший вклад в идейно-художественное освоение этой темы внесли прежде всего романы Юрека Беккера и Петера Эделя, повесть «Седьмой колодец» (1971) Фреда Вандера, а также романы Евы Липпольд (род. в 1909 г.) «Дом с тяжелыми воротами» и «Жить там, где умирают» (1974, последний роман экранизирован под названием «Невеста» в 1980 г.).
Роман Юрека Беккера (род. в 1937 г.) «Якоб-лжец» (1968) посвящен чувствам, надеждам, переживаниям, страданиям людей в еврейском гетто.
Главный герой романа Якоб Гейм вовсе не является сознательным борцом, антифашистом по политическим убеждениям, однако обстоятельства заставляют его невольно сыграть решающую роль в судьбе товарищей по несчастью. Ему приходится поддерживать иллюзию, будто он располагает точными сведениями об освобождении гетто; он вновь и вновь должен выдерживать трудное нравственное испытание, ибо без его «лжи» людей охватывает беспросветное уныние и безнадежность. Героизм, мужество и малодушие оказываются в романе Беккера результатом конкретной ситуации и обстоятельств, а не только следствием социального процесса.
Этот же принцип Юрек Беккер использовал и применительно к современному материалу, впрочем, не столь успешно, как в своей первой книге. Роман «Боксер» (1976) повествует — с достаточно критических позиций — о жизни в Германии бывшего узника концлагеря, который после 1945 года замыкается в себе и становится «аутсайдером». Беккер — в настоящее время он живет в Германии — опубликовал еще три романа: «Преднамеренный обман властей» (1973), «Бессонные дни» (1978) и «Всеобщий друг» (1982).
Роман Петера Эделя (1921-1983) «Картины свидетеля Шатмана» (1969), носящий явно автобиографический характер, рассказывает о тех временах, когда было загублено счастье многих и многих людей, и о том, как одиночке удается найти путь, на котором он преодолевает свое бессилие. Роман о жизни художника Шатмана, бывшего пассивным «просвещенным бюргером» и ставшего убежденным социалистом, обращен не только в прошлое, но и вглядывается в настоящее. Двухтомная автобиография Эделя «Когда речь идет о жизни» (1979) представляет собой широкую историческую панораму, на фоне которой человек, опирающийся на свой жизненный опыт, ставит важнейшие вопросы современного гуманизма.
Историческая картина, представленная в этих произведениях, характеризуется показом завоеваний реального социализма, пониманием его значения и вклада в дело создания подлинно гуманистического общества.
Противоположные представления о человеке и обществе, выразившиеся в исторических романах Стефана Гейма «Лассаль» (1969) и «Рассказ царя Давида» (1972), делают психологическими абстракциями социально обусловленные особенности характеров и нравственные категории, а политическую власть трактуют как неизменно враждебную человеку (следует, однако, отметить, что роман «Рассказ царя Давида» разоблачал империалистические методы господства). Начиная с середины 70-х годов Стефан Гейм все сильнее сомневается в тех позициях, которые он прежде отстаивал своим романом «Сегодняшние крестоносцы».
Исторический роман внес существенный вклад в литературное осмысление действительности и в развитие исторического сознания. При этом в обработке исторического материала прямые параллели и аналогии с современностью, еще характерные для романа периода эмиграции, вскоре уступили место углубленному рассмотрению исторических событий.
Весьма характерны в этом отношении произведения Карла Цухардта (1887-1968; «Умри, шут!», 1960), Иоганнеса Тралова (1882-1968; «Османская трилогия», 1944-1956), Клауса Германа (1903-1972; «Византийский пожар», 1955) и Ганса Юлиуса Вилле (1895-1961; «Спутница. Жизнь Терезы Левазор с Жан-Жаком Руссо», 1952). Ганс Лорбер (1901-1973), один из основателей Союза пролетарско-революционных писателей Германии, уделил особое внимание в своей трилогии о Мартине Лютере — «Мятежники из Виттенберга» («Чистилище», 1956; «Опровержение», 1959; «Знать», 1963) — показу объективной диалектической взаимосвязи между историческим процессом, народом и выдающейся личностью. Этот же подход в полной мере нашел свое отражение и в романах Роземари Шудер (род. в 1928 г.).
Если роман «Еретик из Наумбурга» (1955) еще был посвящен традиционной теме социальной ответственности художника, рассматривавшейся с точки зрения главного идейного выбора, перед которым поставлен каждый человек нашей эпохи, то двухтомный роман о Кеплере («Сын ведьмы», 1957; «На чертовой мельнице», 1959), а также книги о Микеланджело («Связанный», 1962; «Разбитая мадонна», 1965) уже расширяли социальное окружение главного героя и показывали все многообразие объективных и субъективных моментов, из которых складываются исторические события. В романах «Одаренные, или Образ бедного Лазаря в Мюнстере Вестфальском» (1968) и «Парацельс и сад наслаждений» (1972), давших многокрасочную картину исторической действительности, Роземари Шудер уделяет основное внимание мировоззренческим аспектам отношения героев к их современности, а также взаимосвязям между социальным прогрессом, исторической ограниченностью и предвидением будущего. Эта же тема была продолжена и в последующих работах Роземари Шудер («Агриппа и корабль удовлетворенных», 1978; «Сервето у Пилата», 1982).
Наряду с крупномасштабными изображениями минувших эпох, порою даже не имеющими строгой документальной основы или реальных прототипов, как, например, романы Вальтраут Левин (род. в 1937 г.) «Господин Люциус и его белый лебедь» (1974) и «Врач из Лакроса» (1977), в исторической прозе преобладала биография или сюжет, выстраивающий действие книги вокруг того или иного исторического персонажа.
Книги о великих революционерах прошлого — например, романы Е. Р. Гройлиха (род. в 1909 г.; «Никто не рождается героем», 1961; «…а не на коленях», 1964; «Анонимное письмо», 1971), Ханса Маассена («…в час опасности», 1971), Ганса Пфейфера («Томас Мюнцер», 1975) — и прежде всего книги, посвященные выдающимся деятелям искусства и науки, были наиболее характерны для исторической прозы. Большой интерес у читателей вызвали книги Герхарда В. Менцеля (1922-1981; «Смешной Питер», 1969), Иоахима Купша («Тяготы одного дня», 1973). После биографий Фихте, Лес-синга и Вейтлинга Карл Хайнц Бергер (род. в 1928 г.) опубликовал исторический роман «Неттесхайм, или Как трудно стать героем» (1966), иронически прослеживающий историю рейнско-католической мелкой буржуазии вплоть до времен фашизма. Роман Бергера «Квартира, или Выход из лабиринта» (1976) — продолжение «В лабиринте, или Прогулки по двум ландшафтам» (1984) — повествует о первых послевоенных годах демократического строительства. Эберхард Хильшер (род. в 1927 г.) в своем романе «Утренняя звезда» (1976), посвященном Вальтеру фон дер Фогельвейде, и в романе «Часы мирового времени» (1983) предпринял интересную попытку свести воедино силой фантазии прошлое, настоящее и будущее. Одну из своих книг Криста Йоханнсен (1914-1981) посвятила жизни выдающегося немецкого ученого Лейбница («Лейбниц», 1966).
Начиная с 60-х годов историческая проза заняла видное место и в литературе для детей и юношества. Большой успех выпал на долю книг Ильзы Корн и Вильмоса Корна «Мавр и лондонские вороны» (1962, радиопостановка состоялась в 1963-1964 гг., фильм вышел в 1968 г., спектакль поставлен в 1973), Готхольда Глодера «Человек с золотым шлемом» (1972), Гизелы Карау «Тогда я стану журавлем» (1975), Ренаты Крюгер «Полночь в Сан-Суси» (1980).
История и современность — Для раскрытия темы фашизма