«Из пламя и света рожденное слово»
Опыт современной интерпретации лирики М. Ю. Лермонтова
Из великих русских поэтов XIX века Лермонтов до сих пор остается наиболее загадочным, «темным», «спорным». И сегодня сохраняют свою актуальность слова, сказанные одним из исследователей в начале прошлого века: «Лермонтов — все еще спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества»» и другие;
— «сушковский» — около десяти стихотворений, созданных в основном в 1830 году и посвященных Екатерине Александровне Сушковой : «К Сушковой», «Нищий», «Стансы», «Ночь» и другие;
— стихотворения, посвященные Варваре Александровне Лопухиной , младшей сестре друга поэта Алексея Лопухина : «К» , «Она не гордой красотою…», «Молитва» , «Расстались мы, но твой портрет…» и другие;
— стихотворения, по предположению Э. Найдича, обращенные к Прасковье Арсеньевне Бартеневой , певице, с 1835 года камер-фрейлине и придворной солистке: «Она поет — и звуки тают…», «Как небеса твой взор блистает…», «Слышу ли голос твой…».
Многие стихи первых двух циклов можно отнести к «демонической» линии в лирике Лермонтова. В них поэт выступает «певцом мести». Мщение за отвергнутую или обманутую любовь автор рисует как неодолимую и равную самой любви страсть, как силу, которой герой не может противостоять; мщение оказывается в ряду таких высоких ценностей, как «свобода» и «любовь», и часто определяет поступки героя.
Иными чувствами — высокими, светлыми, глубоко человечными — проникнуты стихотворения третьего цикла, в которых одухотворенная, нежная и дружеская любовь не омрачена низкими чувствами, а в «Молитве» , проникнутой интонацией просветленного и бескорыстного чувства, выражена мольба не о себе — о счастье любимой. «Ангельская» любовь — любовь как преклонение, восхищение, обожествление — отражена в стихах четвертого цикла.
В отличие от ранней лирики, в зрелом творчестве Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадежная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало .
В теме Родины, проходящей через все творчество Лермонтова, можно выделить несколько граней: романтический образ родины Детства, Как утраченного рая, как земли, давшей жизнь ; образ России Исторической ; образ современного Государства, самодержавно-крепостнической империи ; поэтический образ Страны, русской природы и народной жизни .
Ключевой и самой сложной в лирике Лермонтова является тема Поэта и поэзии — тема, требующая отдельного исследования.
«Из пламя и света рожденное слово»