Из-за полога неизвестности
История украинской литературы имеет два этапа, которые еще на сегодня не изученные. Первый период — 1900-1917 гг. Он частично освещен в некоторых изданиях Б. Лепкого, Л. Яновской, В. Винниченко, М. Яцкова, М. Филянского и других. Немного больше изученный второй период — 1917-1940 гг. с небывалыми в истории катаклизмами, ужасными трагедиями, насильными смертями сотен мастеров пера: М. Зерова, М. Волнового, Б. Антоненка-Давидовича, В. Пидмогильного, В. Клима, В. Полищука, О. Турянского, М. Семенка, Б. И. Антонича и… Николая Вороного.
Начало творчества М. К. Вороного приходится на годы обучения в г. Харькове, а потом в г. Ростове. Тем не менее первый сборник творцы «Лирические поэзии» увидела мир только в 1911 г., а сборник «В сиянии мечтаний» — в 1914 году. В это время он также печатает рецензии на произведения молодых писателей и театральные спектакли, пишет статьи о театре и драматургии.
Г. Вороной активно участвовал в национально-освободительной борьбе, он поздравил Февральскую революцию 1917 года, но Октябрьскую революцию не принял, не понял ее кровопролития и братоубийства. Эмигрировав за границу, не вел антинародную пропаганду, не был участником эмигрантских националистических кругов.
Возвратившись на Украину в 1926 году, М. Вороной активно занимается литературной деятельностью, входит в контакт с П. Тычиной, М. Рыльским и другими писателями новейшей литературы. Второй период его поэтического творчества начался с 1924 года, когда широкий читатель познакомился со сборником его стихов «Поэзии». Какие же основные мотивы лирики М. Вороного?
В стихах цикла «Весенняя элегия» писатель рисует картины громовой бури которая «ветви зеленые ломает, цвет обрывает», создает образы-символы страшные тучи — печальные думы, солнце — обновление земли и т. п.. Автор склоняется к пейзажной лирике. Так, например, в поэзии «Соловушка» он мастерски описывает замечательный процветающий весенний сад с веселым щебетанием соловья, в поэзии «Тучи» — дубраву, травку, цветы, которые жаждут солнца. Рядом с пейзажными картинами в стихах присутствуют социальные мотивы:
В родном крае нам судьбы нет: Бури нас уничтожают, притесняет тьма…
Поражают читателя стихи поэта, в которых он воспевает наивысшее из человеческих чувств — материнскую любовь. Перед силой материнского чувства склонился лирик в поэзии «Легенда», в основу которой положен народный мотив о сердце матери, которое из ее груди вырвал ее сын для любимой:
И сердечко родное кровью стекло, И нежно от сожаления оно прорекло… Ой леле! оно прорекло!… В последний раз отозвалось к сыну в тот миг: «Мой дорогой! Ты упал…
Или тебя не болит?» Ой леле-тебе не болит?!
В лирике 20-Х годов, как и в первых стихах, М. Вороной вдохновенно воспел природу. «К морю» — это преклонение перед могущественной морской стихией. Ее всеобъемлемостью, разнообразием мыслей и чувств, которые вызывает море. Поэт свою душу сравнивает с морем он приходит к выводу, что их соединяет свободолюбие.
Море импонирует мосту тем, что оно бездонное, место необратимое, никому не подвластное, оно — сам себе высший закон». Этот стих, положен на музыку Я. Степным, считается наилучшим в творческом наследстве поэта. Своей жене, с которой развелся Николай Вороной посвящает двадцать стихотворений, что передают развитие чувства лирического героя от высокого увлечения к полному разочарованию и обвинениям любимой в измене.
Эти стихи объединены в цикл «За ворота рая»- и есть непревзойденной жемчужиной украинской интимной лирики.
Николай Вороной — автор сатирических произведений, таких как, «Мертвецы», «Молодой патриот», «Старым патриотам». Беспощадно поэт разоблачает феодалов, фарисеев, которые ненавидят народ. Он удалой мастер перевода и стихов для детей.
Итак, сфера заинтересованности поэта была довольно широкой, тематика стихов разнообразной, поэтика его стихов — музыкальной, соответственно Николай Вороной «не напрасно жил».
Выдающийся писатель — новатор Николай Вороной в своих взглядах неоднозначный. Талантливый, неординарный мастер слова, он в украинскую литературу принес поэтические шедевры. Николай Вороной был и критиком, и переводчиком, и искусствоведом.
Именно он есть одним из первых представителей литературного направления — символизма, так как его поэзия — это чрезвычайная музыкальность, новые образы, новые мотивы. Вороной — настоящий поэт, так как считает, что не имеет права быть в стороне реальной действительности, небезразличный к страданиям своего народа:
О нет! Я, взяв в руки оружие, Иду за гением к бою, Рублюсь с врагом, пою, В песнях к бою призываю Всех тех, что вялые и слабые, Или под укрытием спят равнодушные…
Так, В Стихе «К морю» автор проводит параллель между морем и поэтом, указывает на связь между ними: сила и секретность.
Как ты — необъятное, шаткое, таинственно, Как ты — волшебное, как ты — бунтовое Такая же и душа у певца; Поэтому и к тебе она так благосклонная, Что здесь и кандалов не износит — и свободная, Бурхает, как ты, без конца.
Поэтому напрасно предъявляли обвинение М. Вороного в декадентстве, были до него несправедливыми, так как как видим, он понимал, что поэт — слуга народа, защитник его интересов, создавал для народа, подавая ему надежду и веру. Во многих его поэзиях видим образ обездоленной Родины, сердце щемит от боли, душа разрывается ведь он мечтает видеть свою землю, родной народ свободным:
Родная земля, дорогая моя нене! Почему, припав к твоей груди, Я только плачу, как дитя нуждающееся, А сил не набираюсь, как Антей? Почему надежда, которая взлетит ко мне, Скрывается вдруг прочь из моих глаз? падаю, будто тот Икар бескрылый. «Странствующие элегии»
Вершиной творчества Вороного есть поэма «Евшан-зилля», в которой писатель прославляет дух непокорности и свободы. В каждом человеке должно быть самое святое чувство — это любовь к родному краю, к своей земле. В риторическом вопросе он клеймит тех, кто отрекся своего рода, земли — Украины:
Где же того Евшана взять, Того зелья — приворота, Что на определенный путь направит, Путь в край свой поворота?!
Вороной оригинальный и своими образами и художественным стилем. Его произведения волнуют нас, очаровывают, так как являются шедеврами украинского символизма.
Из-за полога неизвестности