«Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца»
Значительное место в творчестве великого русского поэта В. А. Жуковского занимает изображение природы. Неудовлетворенность поэта городской жизнью с ее суетой и эгоизмом определили особую тональность его пейзажной лирики — природа в его лирике — предмет возвышенных душевных переживаний. На лоне природы поэту так хорошо размышлять, радоваться и грустить, думать о любви, вспоминать прошлое.
В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать — что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный». Пробуждается природа — пробуждается и душа героя: Легкий, легкий ветерок, Что так сладко, тихо веешь? Что играешь, что светлеешь, Очарованный поток? Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось? Что с тобой к ней возвратилось, Перелетная весна? Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается».
Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье. Стихотворение «Летний вечер» — удивительно светлое, жизнерадостное.
Это гимн источнику тепла и света — ясному, доброму солнцу-труженику. Сколько забот у солнца — «будить заснувшие цветы», поить «медвяною росой пчелу-работницу», «былинку вывести на свет»: И вишням дай румяный цвет; Не позабудь горячий свет Рассыпать на зеленый сад, И золотистый виноград От зноя листьями прикрыть, И колос зрелостью налить. Все, что видит вокруг себя лирический герой, напоминает ему о том, что источник всех красот природы, ее благолепия, величия, плодородия — солнце, которое, подобно доброму живому существу, заботится обо всем и обо всех, греет, ласкает, дарит тепло и свет. У солнца есть душа, а значит душа во всем, в каждой травинке, цветочке, колосе: Итак, совсем не мудрено, Что разгорелося оно, Что отдыхает на горах В полупотухнувших лучах И нам, сходя на небосклон, В прохладе шепчет: «добрый сон». Изображение природы в стихотворении «К Нине» имеет эмоционально-возвышенную, романтическую окрашенность.
Природа для поэта — выражение романтической настроенности его души: Когда ты — пленишься потока журчаньем, Иль блеском последним угасшего дня… Иль сладостным пеньем дали соловья, Иль веющим с луга душистым зефиром… Нежнейшую томность в душе ощутишь, Исполнишься тихим, унылым мечтаньем… Восхитительные картины природы в восприимчивой душе поэта порождают томность, возрождают мечты и позволяют ощутить присутствие бога и радостную надежду на встречу с любимым: Присутствие бога, бессмертья награду, И с милым свиданье в безвестной стране Яснее постигнешь, с живейшею верой, С живейшею верой вздохнешь. В элегии «Вечер», частично положенной на музыку П. И. Чайковского в его опере «Пиковая дама», прибегая к олицетворению и эмоциональным эпитетам , поэт, подчиняясь минорному настроению, под воздействием пейзажа , грустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету…
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои? Ужели никогда не зреть соединенья? Ужель иссякнули всех радостей струи? О вы, погибши наслажденья!
В. А. Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.
«Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца»