Изображение коллектива больницы в драме «Платон Кречет»
В психологической драме «Платон Кречет» (1934) Александра Корнейчука на первом плане новый человек, интеллигент «в первом поколении», мироощущение, весь строй мыслей и чувств которого сложились под влиянием коренным образом изменившихся социальных условий.
В пьесе показана работа коллектива больницы в одном из небольших городов страны. Но больница не просто фон для развития сюжета — именно здесь, через взрыв страстей, переживаний определяется то главное, в чем видят смысл своей жизни хирург Кречет, терапевт Бублик, окулист Степа; здесь возникают принципиальные разногласия между героями. Сложившаяся в пьесе ситуация в известной мере напоминает сходное сюжетное решение пьесы Афиногенова «Чудак»: два интеллигента, сформировавшиеся, казалось бы, в аналогичных условиях, руководствуются в жизни противоположными нравственными принципами, разными нормами морали
Платон Кречет — талантливый молодой хирург, человек, живущий с огромной мечтой: победить преждевременную смерть. Он независим в суждениях, отстаивает свои принципы страстно и бескомпромиссно. Никто не может заставить его изменить самому себе, отказаться даже в самых рискованных обстоятельствах от долга врача. В финале Кречет одерживает победу. В этом ему помогает председатель исполкома Берест, умный, проницательный руководитель. Этот душевно щедрый человек смело поддерживает новое, лучшее, что есть в нашей жизни.
Аркадия Павловича, заведующего больницей, волнует прежде всего собственная карьера; он стремится выглядеть человеком деловым, предприимчивым, более того — новатором.
Конфликт возникает в самом начале пьесы. Уже первые нелестные реплики заведующего больницей в адрес всего коллектива настораживают зрителя. Аркадий Павлович критикует работу Кречета, даже не зная точно, чем занимается ведущий хирург («они, как алхимики, стремятся преодолеть смерть, витают в эмпиреях»). Поступки Аркадия Павловича движимы нехитрой целью доказать, что все успехи и победы больницы — заслуга его, заведующего, все неудачи и поражения — вина Кречета.
Драматург не затушевывает истинных мотивов поведения Аркадия Павловича. Его речи и действия говорят сами за себя. Именно Аркадию Павловичу принадлежит «блестящая» идея переименовать больницу в «фабрику здоровья», за что его взахлеб превозносит заведующая горздравотделом Бочкарева. А. Корнейчук показывает, как планы карьериста, индивидуалиста, несмотря на благословение невежественной, но весьма энергичной Бочкаревой, терпят крах. К сожалению, финал пьесы выглядит немотивированно: «перевоспитание» Аркадия Павловича совершается слишком стремительно, зрителя не убеждает скороспелая перековка карьериста, который будто бы все понял и начинает «жить сначала».
Изображение коллектива больницы в драме «Платон Кречет»