Изображение персонажей реалистических произведений
Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности (Ш. Бодлер, «Несите меня оттуда вагоны и фрегаты!..»). Но куда именно этот герой убегал? Прежде всего, это могли быть какие-то экзотические края. Романтики любили изображать отдаленные исторические эпохи, особенно фантастично-разнообразное и аллегорически-мистическое средневековье. Вспомним в связи с этим расцвет исторического романа в эпоху романтизма, который дал такие шедевры, как «Айвенго» (1819) В. Скотта. Вместе с тем нужно заметить, что жанра исторического романа не сторонились также реалисты (Г. Флобер, «Саламбо»). Однако все-таки преимущественно художественное время реалистических произведений — это их современность. Показательным в этом плане является подзаголовок романа Стендаля «Красное и черное» — «Хроника ХІХ столетия».
Итак, любимому романтиками историческому роману реалисты противопоставили роман на тему современности. Кроме того, местом «побега» романтического героя от прозы жизни могла быть и какая-нибудь выдуманная страна, своеобразный виртуальный мир. Вместе с тем действие большинства реалистических произведений происходит в реально существующем, конкретном да еще и хорошо известном месте. Причем часто оно описано так наглядно и истинно, что кое-кто проверяет упомянутые в произведениях реалистов номера домов и квартир и даже количество балконов. И когда все это совпадает, исследователи очень радуются…
Так, одним из ярких примеров реалистического художественного пространства является Лондон, описанный Ч. Диккенсом. То же самое можно сказать также о Петербурге Ф. Достоевского (т. е. образ Санкт-Петербурга, каким он возникает в произведениях русского писателя). Исследователи убедились, что Достоевский нигде не ошибся в названиях улиц, площадей, мостов через Неву. Итак, как «необыкновенного героя» литературы романтизма изменил «типичный герой» реалистической литературы, так же и «необыкновенное время и пространство» литературы романтизма изменили реальные, «узнаваемые», хорошо известные читателям время и пространство литературы реализма. Роль художественной литературы в системе искусств ХІХ ст. была чрезвычайно большой. Вместе с тем не все литературные роды и жанры были в одинаковом положении.
Скажем, если эпоха романтизма была эпохой господства лирической поэзии, то для эпохи реализма характерно доминирование эпоса. Хотя в художественной системе реализма работали не только прозаики, а и поэты, магистральные пути развития лирической поэзии середины — второй половины ХІХ ст. пролегали все-таки не на реалистических территориях.
Можно даже сказать, что торжество реализма над романтизмом ознаменовано торжеством прозы над поэзией. Если же рассматривать удельный вес в литературном процессе эпохи реализма именно прозаических жанров, то необходимо отметить, что в реализме середины — второй половины ХІХ ст. на смену малым жанрам (рассказ, повесть, очерк) приходит роман, причем, безусловно доминирует уже упомянутый роман о современности. Именно он мог наиболее интенсивно вбирать в себя основную (прежде всего — социальную) проблематику эпохи. Кроме того, именно этот жанр давал возможность наиболее полно воссоздать и наиболее детально исследовать разнообразнейшие (как положительные, так и отрицательные, как «высокие», так и «низкие») темы, проблемы и аспекты реальной жизни человека и общества.
И совсем не случайно мастер социально-психологической прозы ХІХ ст. Стендаль назвал роман зеркалом, «с которым идем большой дорогой. Это оно отражает синь небосклона, то грязные лужи и колдобины». Автор «Красного и черного» требовал от писателей неуклонного покорения «железным законам реального мира», исследование которых как раз и было одной из главных задач реализма.
Социально-психологическая проза — это прозаические произведения (в частности — романы), в которых рассмотрены важные социальные проблемы и воспроизведены явления, которые определяют особенности устройства общества через раскрытие психологии персонажей, их мыслей, стремлений и переживаний. Итак, эпоха реализма была периодом доминирования реалистического социально-психологического романа. Причем, именно в этой своей разновидности жанр романа (который имеет тысячелетнюю историю) к середине ХІХ ст. достиг такого совершенства, такого классического совершенства, что это время иногда называют «золотой эпохой» классического романа.
Изображение персонажей реалистических произведений