К уроку по теме: «Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол всероссийский государыни Елизаветы I»
Анализируя текст оды, учитель и ученики рассматривают особенности жанра оды — стихотворения в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-либо значительного события или лица. По окончании анализа произведения учитель задает вопросы:
Ребята, как вы считаете, в настоящее время жанр оды устарел?
Кому или чему бы вы посвятили свою оду?
Посмотрите на доску (на доске написаны слова: Наслаждение, зодчий, справедливость, вызов, благородство, радость, плодотворность, прогресс, мир).
Как вы думаете, чему или кому в ХХ веке могло быть посвящено произведение, в котором ключевыми являются данные слова? (Если ученики не отгадывают, учитель говорит сам.) Все эти слова взяты из замечательной «Оды спорту», которая написана Пьером де Кубертеном, основателем современных Олимпийских игр (учитель читает I главу оды).
Интересна история создания этого произведения.
В 1912 году проводился конкурс искусств, посвященный Олимпийским играм. Кубертен написал свою знаменитую «Оду спорту», передал ее в жюри. Но так как его авторитет среди людей, занимающихся олимпийским движением, был огромен, Кубертен подал свою работу под псевдонимом. И вот высшая награда, золотая медаль, была присуждена именно «Оде» Кубертена.
Двадцать девять лет Кубертен был бессменным президентом МОК. Он стал автором важнейшего документа — Олимпийской хартии. Он с детства имел мечту — возродить Олимпийские игры и осуществил ее. По завещанию Пьера де Кубертена сердце его покоится в Греции, на родине Игр, в бессмертной Олимпии. А мы с вами храним память об этом замечательном человеке.
Класс разбит на команды по пять-шесть человек. На каждом столе, за которым сидит команда, есть текст оды Кубертена. Задание для команд:
Сочинить оду в честь одного из известных спортсменов, занимающихся зимними видами спорта (Е. Плющенко, А. Воевода и др.)
Вариант: можно предложить сочинить оду в честь одного из зимних олимпийских видов спорта.
«ОДА СПОРТУ»
I. О СПОРТ! ТЫ — НАСЛАЖДЕНИЕ!
Ты верный, неизменный спутник жизни.
Нашему духу и телу ты щедро даришь радость
Бытия.
Ты — бессмертен.
Ты здравствуешь и сегодня, после крушения
Затерянных в веках олимпиад.
Ты торжествующей вестник весны
Человечества. Весны, когда зарождалось
Упоение от гармонии разума и силы.
Ты, как эстафету, передаешь нам это наследие
Предков.
Проходят века. Жизнь торжествует. Ты
Живешь, не подвластный времени, спорт!
П. О СПОРТ! ТЫ — ЗОДЧИЙ!
Ты помогаешь находить пропорции
Совершеннейшего творения природы —
Человека, торжествующего в победе и
Сокрушающегося в неудаче.
Ты — мастер гармонии.
Ты делаешь нас сильными, ловкими,
Статными, исправляешь недостатки, с
Которыми мы рождаемся.
Ты особенный, необычный зодчий. Твой
Строительный материал — человек в
Движении.
Ты доказал, что вечное движение — не мечта,
Не утопия.
Оно существует.
Вечное движение — это спорт.
III. О СПОРТ! ТЫ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ!
Ты указываешь прямые, честные пути,
Которые ищут люди для достижения целей,
Поставленных в жизни.
Ты — беспристрастен.
Ты учишь, что правила соревнований — закон.
Ты требуешь: «Ни один спортсмен, выполняющий упражнения перед зрителями и судьями, не должен преступать эти правила». Ты определяешь границы между видами спорта. Нет судьи взыскательнее и строже, чем ты сам.
Непоколебимо твое требование справедливых оценок за истинные достижения.
IV. О СПОРТ! ТЫ — ВЫЗОВ!
Ты требуешь борьбы. Вся сила наших
Мускулов сосредоточена в одном на взрыв
Похожем слове — спорт.
Ты — трубадур.
Твой пламенный, волнующий призыв находит
Отклик в наших сердцах.
Ты спрашиваешь у вышедших на старт: зачем
Же сила, опыт и ловкость, если не мечтать о
Победном финише?
Ты утверждаешь — надо мечтать. Надо сметь.
Надо дерзать.
Ты убеждаешь, требуешь, приказываешь. Ты
Зовешь людей помериться силой. Преодолеть
Себя.
V. О СПОРТ! ТЫ — БЛАГОРОДСТВО!
Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся
За победу честно, открыто, бескорыстно.
Ты — безупречен.
Ты требуешь высокой нравственности,
Справедливости, моральной чистоты,
Неподкупности,
Ты провозглашаешь: если кто-нибудь
Достигнет цели, введя в заблуждение своих
Товарищей, достигнет славы при помощи
Низких, бесчестных приемов, подавив в себе
Чувство стыда, тот заслуживает позорного
Эпитета, который станет неразлучен с его
Именем.
Ты возводишь стадионы — театры без
Занавесей. Все свидетели всему. Никакой
Закулисной борьбы.
Ты начертал на своих скрижалях: «Трижды
Сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе».
К уроку по теме: «Ломоносов М. В. «Ода на день восшествия на престол всероссийский государыни Елизаветы I»