Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах
На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами. Это отклик о произведении искусства, статья в газету на морально-этическую тему, произведения на общественные и морально-этические темы. Написание таких произведений помогает проявить широту мировоззрения, эрудицию, оказывает содействие развитию самостоятельности мышления, требует знаний особенностей данного вида высказывания.
Объем произведения в десятом классе: 3-3,5 страницы в классах с на украинском языке обучения и 2,5-3 страницы в классах с на русском языке обучения; в одиннадцатом классе: 3-3,5 страницы в классах с украинской и на русском языке обучения. Отзыв о произведении искусства (книгу, спектакль, кинофильм, картину, скульптуру и др.) — это анализ содержания произведения с высказыванием собственных впечатлений от прочитанного, увиденного или услышанного и их оценкой.
Отзыв о произведении художественной литературы имеет такой общий план:
Название, автор. Тема и основная мысль произведения. Где и когда происходят события, изображенные в произведении? Какие места в книге справили на вас наибольшее впечатление? Кто из героев особенно понравился и чему? Язык произведения (что запомнилось, показалось необыкновенным, оригинальным, интересным). Чем обогатила вас книга, которые раздумья вызвала? Какую роль сыграли иллюстрации, предисловие, послесловие для лучшего понимания произведения?
Отклик о картине строится так:
Название картины, имя художника. Жанр картины (пейзаж, портрет, баталия, сюжетная картина, марина, натюрморт). Замысел художника, содержание картины или как изображено на картине место и время события. Кто или что изображено на первом плане картины, на втором? Главный персонаж картины, его внешний вид. Средства художественного изображения: композиция картины, использование контрастов, тонов, полутонов, колорит (общий характер объединения цветов в произведении искусства — яркий, тусклый, холодный, темный и др.), значение освещения. Как воплощенный идейный замысел, которая ведущая мысль произведения? Расположение духа картины, впечатление от мастерства художника.
Рецензия о кинофильме может быть построен так:
Название киноленты, авторы сценария и режиссеры-постановщики, киностудия, время выпуска. Тема и идея. Ведущие актеры, впечатление от их игры. Наиболее яркие эпизоды. Общее впечатление от кинофильма, его оценка (экранизацию литературного произведения необходимо сравнить с самым произведением).
Отзыв о скульптуре имеет такой план:
Название скульптуры, ее автор, материал. Где находится (город, село, местность, окружение). История создания скульптуры, сведения о герое, который стал скульптурным образом. Центральная фигура или общий вид композиции, скульптурной группы, постамент. Характер линий, художественный стиль. Впечатление от скульптуры (что принуждает остановиться).
Как написать отзыв о произведении искусства? Во-первых, следует избрать тот вид искусства, с которым осведомленные лучше всего, что нравится более всего. Во-вторых, необходимо знать соответствующую терминологию. Так, при написании отклика о произведении художественной литературы следует помнить, что такое сюжет, композиция, приемы, средства создания комического, лирический герой, художественные средства, тема, идея; во время работы над откликом о картине необходимо умело использовать такие сроки и понятие: жанр картины, техника выполнения и материалы, колорит, тоны и полутоны, контраст, светотень, композиция, первый, второй, план, фон, характер наложения красок и др. При создании отзыва о спектакле целесообразно поинтересоваться значением таких слов: действие, картина, либретто, увертюра (для оперы), декорации, режиссер, сценический замысел, сценические эффекты, главные и второстепенные роли, аншлаг, актерское мастерство, премьера, условность, партер, ложи, суфлер и др.
Рецензия о кино — или телефильме требует знания понятий: автор сценария, режиссер-постановщик, тема, идейный замысел, каскадер, комбинированные съемки, монтаж, компьютерная графика, прообраз, дублер, спецэффекты, вхождение в роль, консультант.
При написании отклика о скульптуре автор высказывания должен знать о композиции, конфигурации, постаменте, точках опоры, силуэт, барельеф, контраст, игру светотени, детали, материалы — мрамор, бетон, бронзу и др.
Статья в газету на морально-этическую тему имеет свои особенности. Прежде всего необходимо избрать тему, которая должна быть современной, актуальной и интересной читателям определенного круга (по возрасту, социальным положением, профессией или вкусами, убеждениями). Необходимо придумать интересный, яркий заголовок, который сразу привлек бы внимание читателей. Статья в газету на морально-этическую тему пишется за образцом сочинения размышления: выдвигается тезис (тезисы), который автор хочет довести или опровергнуть, дальше идет самое доведения с помощью весомых фактов, аргументов, интересных примеров из жизни, собственных наблюдений автора. В конце делается вывод, в котором подается идея статьи, то, на что автор направляет мысль читателя, которые чувства и соответствующие действия хочет вызвать. В газетной статье не допускается больших по объему общих раздумываний о всем и ни о чем конкретно. Факты должны быть достоверными, правдивыми, источника информации — надежными, так как автор за них отвечает. Если в статье называются конкретные лица, следует быть особенно осторожными и тактичными в своих оценках, их выражении, чтобы не обидеть человека, не поставить ее в неудобное положение (должен быть разрешение этого лица на упоминание его имени). Это касается не только каких-то отрицательных явлений, фактов, а также и положительных.
Старшеклассники уже имеют определенные привычки написания произведений на общественные и морально-этические темы. Специфика их создания в 10-11 классах состоит в потому, что темы избираются серьезные и целиком «взрослые», суждение основываются не только на собственных впечатлениях и наблюдениях, а и подтверждаются более или менее объективными источниками: результатами социологических исследований, тестами психологов, примерами из художественной литературы (как обобщенного, типичного отображения жизни), прессы, телевидение, цитатами из высказываний известных авторитетных людей. Произведение такого плана требует хлопотливой работы в подборе соответствующего материала, умении систематизировать и обобщать, строить логические заключения, уметь находить ассоциативные связи, активизировать творческое воображение и фантазию.
Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах