Как писать сочинение в жанре рецензии
Речевое произведение (сочинение) в жанре рецензии вот уже в течение нескольких лет стало традиционным в старших классах. И если в первые годы такая тема повергала учителей и старшеклассников в смятение (а что за жанр рецензия?), то в последние два-три года написание сочинения данного жанра вроде бы не является проблемой. Однако анализ рецензий, созданных учащимися, показывает, что жанр значительной части работ может быть лишь с большой натяжкой определен как рецензия. Как правило, такие речевые высказывания содержат весьма поверхностный анализ художественного произведения и общие впечатления от прочитанного, которые «подаются» в виде «вкраплений» в заключительной или же в аналитической части «рецензии».
Разумеется, школьники (даже выпускники) не литературные критики, да и сам жанр рецензии достаточно сложен. Но нельзя все промахи в творческих работах старшеклассников списывать на сложность жанра, утверждая при этом, что созданное ими «творение» — «школьная рецензия», а в ней допустимы (только непонятно, кем и на каком основании?) все те отклонения (включая и нарушение канонов жанра), которые можно наблюдать в речевых произведениях учащихся. Нет такого речевого жанра — «школьная рецензия». Есть рецензия. А значит, есть и каноны жанра, которыми учащиеся должны овладеть в процессе литературного образования (как овладевают они законами рассказа как жанра, статьи, сказки и т. д.). Это требование к уровню подготовки школьников 10 — 11 классов четко зафиксировано в учебных стандартах: «Учащиеся должны… писать рецензию на доступное, отвечающее интересам школьников произведение литературы».
Научить школьников создавать речевое высказывание по законам того или иного жанра — задача учителя-словесника. Это бесспорно. На наш взгляд, трудности в обучении рецензии заключаются в другом. Прежде всего это связано с толкованием самого жанра рецензии. Приведем некоторые из определений:
1. «Рецензия (от лат. recensio) — рассмотрение, отзыв, разбор и оценка нового художественного (лит., театр., муз., кинематографического и т. п.), научного или научно-популярного произведения…».
2. Рецензия — «письменный разбор, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. «…» (От лат. recensio — рассмотрение, обследование)».
3. «Рецензия (лат. recensio осмотр, обследование) — статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма и т. п.».
Уточнение некоторых жанровых признаков рецензии содержит дефиниция, предложенная в книге «Жанры русской литературной критики 70 — 80-х гг. XIX века»: «Рецензия — это более или менее развернутый целостный анализ произведения и его основных проблем, в ней важна не только информативная, но и оценочная направленность, стремление критика обосновать свою позицию…»4. Здесь выделены наиболее специфические черты жанра — «целостный анализ произведения», «оценочная направленность», обоснованность позиции автора.
Еще одна трудность в обучении рецензии вызвана недостаточно четким представлением учащихся о структуре рецензии. Для вычленения компонентов структуры обратимся к работам литературоведов и методистов. В Литературном энциклопедическом словаре отмечается: «В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения».
Авторы методического пособия «Литература. 9 класс» (под ред. Т. Ф. Курдюмовой) считают, что «оценка прочитанного… должна быть обоснованной, подкрепленной ссылками на текст произведения с кратким изложением его содержания». К числу других особенностей рецензии (кстати, в пособии рядом с этим словом стоит и слово «отзыв») методисты относят свободную форму изложения «мыслей и чувств», эмоциональность, «проявление в отзыве… личности, симпатий и антипатий», то есть подчеркивают эссеистический характер речевого высказывания.
Думается, что в данном случае мы наблюдаем либо смешение двух разных литературно-критических жанров: отзыва и рецензии (а под определение авторов попадает еще и эссе), что, несомненно, может дезориентировать не только учащихся, но и учителя при рассмотрении канонов рецензии как жанра; либо слово «отзыв» здесь употребляется как синоним к слову «рецензия». Между тем в задачу словесника входит научить школьников не только рецензии, но и отзыву, жанру, строящемуся по своим законам.
В данном определении выделяется еще одна функция рецензии — информативная. Основная характеристика рецензии как жанра заключена в трех словах: отзыв, разбор, оценка. Отзыв здесь следует понимать, наверное, как «суждение, содержащее оценку», а разбор — как целостный анализ, что достаточно полно отражает суть жанрового своеобразия рецензии. В предлагаемом определении, однако, не все ясно. Как, например, школьник должен «соизмерять» объем рецензии и критической статьи? И будет ли он вообще знать о законах, по которым пишется литературно-критическая статья, к тому моменту, когда его начнут обучать созданию рецензии? Что такое «краткость оценки»? Почему о композиции «должна даваться информация»? Разве наблюдения над композицией не входят в «критический разбор» и не влияют на оценку произведения и т. д.?
Справедливы в названном пособии рассуждения авторов по поводу необходимости обучения рецензии: «Овладение жанром рецензии — это очень высокая степень читательской квалификации». Утверждение же о том, что «пишущий должен продемонстрировать навыки грамотного анализа текста, умение обратиться не только к его тематике и проблематике, но и оценить художественные достоинства, и сделать это… ярко, убедительно, эмоционально, с максимальным раскрытием авторского «я», подчеркивает субъективный (эссеистический) характер рецензии, хотя и не раскрывает, по каким критериям следует определять, «максимально» ли раскрыто «авторское «я».
Достаточно полную характеристику рецензии как жанра дает Е. Корнилов: «Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются:
1) сообщение о произведении искусства, его авторах, времени и месте издания;
2) анализ темы и идеи — содержания произведения искусства;
3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства — художественной формы».
Довольно убедительным с точки зрения методики развития речи нам представляется толкование рецензии, данное О. А. Сальниковой: «Рецензия — более или менее целостный анализ произведения с оценочной направленностью, причем рецензент стремится не только обосновать свою позицию, но и привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению». В таком определении четко вычленяются содержательный и коммуникативный аспекты рецензии как жанра, что вполне отвечает деятельностному подходу к речевому развитию школьников.
Итак, рецензия — это речевое высказывание, содержащее анализ произведения и его оценку, передающую личностный характер восприятия. Для рецензии характерна информативная направленность, свободная композиция.
Как писать сочинение в жанре рецензии