«Как слово наше отзовется»: научные исследования В. В. Мусатова и школьная практика
В холодном ветреном ноябре 2003 года не стало удивительного человека, ученого и педагога В. В. Мусатова. Прошло четыре года, и так же, в ноябре, в Новгородском государственном университете, где Владимир Васильевич руководил кафедрой русской литературы ХХ века, состоялась Всероссийская научная конференция «Некалендарный ХХ век» .
На конференции не было посмертных славословий, над наследием ученого не сооружали мемориальную плиту — здесь царил дух научного спора, в том числе и с самим Владимиром Васильевичем. Каждый день конференции начинался с видеозаписи мусатовского разбора стихотворений Пушкина — некогда они были сделаны на Новгородском телевидении и создавали эффект присутствия ученого здесь и сейчас.
Он жив в своем деле. Его мысли подхватывают и развивают ученики, учителя вспоминают его интеллектуальный задор и, анализируя стихотворения поэтов Серебряного века, обращаются к его статьям. На заседаниях конференции было немало студентов, состоялся серьезный разговор о преподавании литературы в школе, о взаимодействии науки и школьной практики.
Знакомим вас с фрагментом выступления на конференции нашего автора, учителя литературы из поселка Пола Новгородской области Ирины Николаевны ЕВЛАМПИЕВОЙ. Оно кажется нам очень актуальным.
Задача современного учителя литературы не из легких: с одной стороны — ученики с разными интеллектуальными и духовными запросами и возрастными проблемами, с другой — как минимумом три века русской литературы, и их нужно соединить в едином процессе познания. Причем не только соединить, но постараться «переплавить» сознание «нечитателей» в сознание читателей.
Среди учителей литературы есть много талантливых интерпретаторов, для которых источником энергии, требующейся для преподавания, являются сами художественные тексты. Но есть и другие учителя, для которых важно изучение текста в разных аспектах разными исследователями. В них живет постоянное стремление соотнести свое видение текста с другим, потребность в научном общении и научном руководстве.
Таких учителей я условно называю проводниками и себя отношу к ним.
Вакуум научного общения — одно из самых проблемных состояний для учителя после окончания вуза. К сожалению, он заполняется лишь частично в процессе самообразования и на курсах повышения квалификации. К счастью, среди исследователей литературы есть ученые, которые не только понимают необходимость «тесного сотрудничества академической науки со школьной практикой», но и осуществляют это сотрудничество.
В. В. Мусатов обладал удивительным даром вовлечения в научное исследование слушателей своих лекций. В 1990-е годы лекции Владимира Васильевича проходили в Новгородском институте усовершенствования учителей всегда с аншлагом. Это была работа ученого, направленная непосредственно на школьную практику.
Было ощущение, что на урок из лекций переносилась сама атмосфера совместного научного познания.
Потом были курсы Сороса с занятиями по анализу художественного текста. На занятиях не было упрощений. Принцип серьезного отношения к науке был основным в подходе к обучению. В первом номере «Дневника писателя» за 1876 год Ф. М. Достоевский пишет:
«Жаль еще тоже, что детям теперь так все облегчают — не только всякое изучение, всякое приобретение знаний, но даже игру и игрушки. Чуть только ребенок станет лепетать первые слова, и уже тотчас же начинают его облегчать. Вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении.
Иногда облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупление. Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжитые в детстве, собственным усилием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое, даже и в разврате не развратное, и в добродетели не добродетельное».
В. В. Мусатов был категорическим противником подобного облегчения и игры в школьную науку, но глубоко уважал свежую мысль своих учеников, кто бы они ни были: лицеисты, студенты, учителя.
В 2000 году в Педагогическом лицее была организована творческая группа учителей под руководством Владимира Васильевича по разработке образовательной программы и учебного пособия для школы по литературе XX века. Дух сотворчества и истинного демократизма давали возможность развития и самореализации всех участников творческой группы. В это же время был выпущен СD-диск по культуре Серебряного века.
Скажу и о книгах В. В. Мусатова. Они востребованы учителями — и отсутствуют в школьных библиотеках. Для меня есть безошибочный показатель ценности книг: уровень их «зачитываемости», то есть «невозвращаемости» хозяину. Показатель очень неприятный для библиофила и учительского кошелька, но яркий для характеристики читательского спроса. У меня было три экземпляра лекций по литературе начала XX века, прочитанных Владимиром Василевичем для эстонских учителей, — не осталось ни одного.
Читают ученики и учителя, читают, соприкасаясь со словом замечательного исследователя, со словом, которое будит мысль и сердце.
Мне кажется, на конференции нельзя не сказать о взаимодействии науки и школьной практики. В. В. Мусатов его постоянно организовывал. Существуют примеры подобной организации и сейчас: Летняя школа для учителей литературы в Мелихове, творческая группа учителей и учащихся при Доме-музее Ф. М. Достоевского …
Однако эти примеры — скорее показатель востребованности подобного общения, чем тенденция.
Бухгалтерский дух современного образования определяет обязательным проведение конкурсов на право переподготовки учителей, сталкивая в конкурентной борьбе университеты и институты усовершенствования учителей. Не думаю, что это будет способствовать непосредственному общению учителей с учеными-исследователями. Боюсь, что по примеру матерей из знаменитой притчи о суде Соломона, премудрый откажется от борьбы во имя жизни ребенка, и этим премудрым по определению окажется наука.
«Как слово наше отзовется»: научные исследования В. В. Мусатова и школьная практика