КАКИМ БЫТЬ СОВРЕМЕННОМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ?
Современный классный руководитель сегодня — это педагог — профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума — всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.
По данным исследования, проведенного в этом году накануне Дня учителя Институтом Горшенина, 66% украинцев считают, что Украина нуждается в реформе школьного образования. Однако, несмотря на критику школьного образования, все убеждены: в украинских школах работает много интересных, талантливых и даже выдающихся учителей. Собственно на этих людях, а вовсе не на государственных стратегиях держится современная украинская школа.
Каким же хочется видеть современного классного руководителя?
Во-первых, не воспитывающим ребят, а живущим с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который всем выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относящимся так, как он хочет, чтобы относились к нему.
Во-вторых, верящим, что силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, никогда не будут потрачены напрасно.
В — третьих, признающим и принимающим позицию, чтобы эффективно работать с современными детьми, он готов учиться новым формам и методам. Каким?
Например, сам разобраться, что такое Социальное проектирование и вместе с классом реализовать проект, ведь именно так ему удастся сформировать у школьников активную жизненную позиции, успешно работать над развитием ключевых компетенций и осуществлять социализацию. А потом свой проект представить на Всеукраинские конкурсы проектов «Добро починається з тебе», «Громадянин». Пройдя путь от определения проблемы, постановки целей и задач, до представления результатов проекта в своем учебном заведении ребята увидят значимость своей деятельности.
И не ждите указания сверху, инициативы администрации, заговорите с детьми и они сами Вам подскажут десятки интересных идей для проектов.
Сегодня мы все говорим об уходе наших детей в виртуальный мир, о жестокости этого мира… так может стоит классному руководителю познакомиться с Основами медиапедагогики, И обычный классный час превратится из монолога классного руководителя в киноклуб с просмотром 7-минутного видеоролика, например о толерантности, скачанного с Ютуба, с жарким обсуждением увиденного. Или вместе с детьми создаст в Fasebooke группу своего класса и будет видеть многие острые точки взаимоотношений, да и общение выйдет за рамки класс-парта-доска. А каким замечательным подспорьем в этом деле стал единый образовательный портал «Класна оцінка», где у каждого классного руководителя есть возможность создать свой блог, где он может создать форум и провести обсуждение любой проблемы и среди учеников своего класса, и среди родителей через опрос на этом форуме.
Поверьте, нельзя не уметь делать то, что умеют делать твои ученики.
А может, если Вам близка психология, то разобраться, что такое Школьная служба примирения, и вы сразу увидите заинтересованность детей-волонтеров старших классов в работе такой службы и их живое участие в судьбе детей-участников конфликтных и криминальных ситуаций. Ученики вашего класса станут равноправными партнерами — медиаторами, а к их мнению прислушаются и конфликтующие стороны. Медиатор — это не судья, не советчик, а «тот, кто помогает общаться».
Это новый и достаточно полезный способ развития конструктивного общения, хорошо зарекомендовавший себя в Киеве, Полтаве и Полтавской области.
А может, если вы учитель истории или иностранного языка, то Вам будет близка идея создания Евроклуба В своем учебном заведении. Сначала из ребят родного класса, они же Ваши и Вас всегда поддержат, а после удачно проведенных Дней Европы и Дней ООН, Ярмарки Евросоюза и Евроквеста, численность Вашего клуба однозначно увеличится. Само название Евроквест — уже звучит интересно, а решаете вы свою проблему: воспитание толерантности, расширение представлений учащейся молодежи о традициях, обычаях и культуре европейских народов, общности их интересов, ценностей, подходов к решению существующих проблем.
И еще одна новая форма воспитательного процесса — это Неформальное образование.
Это организованная исключительно разнообразным способом деятельность для формирования компетенций и помощи для развития успешных людей при помощи свободного времени — образование по интересам. Обращайтесь в молодежные и общественные организации, Центры социальных служб, общество Красного Креста, они реализуют множество проектов и иногда не могут найти, кого бы взять в партнеры.
Очень хочется, чтобы классный руководитель организовывал воспитательную деятельность с детьми, решая все вопросы не за них, а вместе с ними.
Я уверена, что многие, сидящие в этом зале, готовы мне возразить, что классный руководитель — это всегда учитель-предметник, и основной свой задачей считает обучение предмету. И, как правило, у него 22, а иногда и 30 часов занятий в неделю.
Но при этом никто из сидящих не поспорит, что каждому из нас, очень хотелось, чтобы у его собственного ребенка был классный руководитель — не по обязанности, а по призванию, чтобы каждый урок не был классным часом.
«Мы хотим диалога и совместного творчества с классными руководителями», — это последнее, что сказали мне вчера десятиклассники, отвечая на мой вопрос: «Каким они хотят видеть современного классного руководителя?».
КАКИМ БЫТЬ СОВРЕМЕННОМУ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ?